«Нам стоит признать, что, возможно, есть вещи, полностью не познаваемые для нас», говорит Даниэль Деннет. Он философ и когнитивист, а мне нравятся вопросы, которые он задаёт.
Что такое сознание? Есть ли сознание не только у человека? Есть ли сознание в человеке, читающем этот текст?
Теория эволюции может приблизить нас к ответам на эти вопросы.
Можно проследить, как развивалось сознание от запрограммированных микромолекул до человеческой психики.
Первые белковые молекулы (вирусы, одноклеточные) существовали по строго заданным программам. Они могли также считывать некоторую информацию из среды, но не более того.
⬇️
Большинство животных подобным образом организуют свою деятельность, согласно заданным биологическим инстинктам.
⬇️
Некоторые виды могут обучаться путем многократных провалов и достижений (бихевиористы предполагали, что и человек так устроен)
⬇️
Определенный живые существа могут использовать информацию из окружающей среды и сразу корректировать своё поведения, без предварительного долгого обучения.
⬇️
А есть человек. Биологический вид. Он состоит из микромолекул, тех самых первых организмов-роботов, умеющих выполнять определенную программу. Наше тело - это система, которая состоит из таких роботов и которая больше, чем их сумма. Мы можем предположить, что наша психика не только в мозге, но и во всем теле.
⬇️
В определенный момент мы научились изготавливать орудия труда, и эта способность стала мощным катализатором для скачка в развитии нашего интеллекта.
Некоторые животные тоже используют объекты окружающей среды для своих целей. Но при этом они не могут ПОДУМАТЬ что и зачем они делают. А мы можем.
Похоже, что есть 2 обязательных и основных атрибута, которые определяют психику, подобную нашей. Психику высшего порядка, отличающуюся от «механических» психик животных.
1️⃣ Это язык и письменная речь. Я могу быть уверена, если вы сейчас читаете это и понимаете эти маленькие значки, значит у вас тоже есть сознание. И оно подобно моему сознанию. Но Деннет, предостерегает от категорического отрицания психики у тех живых существ, которые не могут говорить на «нашем» языке. Его отсутствие вовсе не показатель отсутствия психики.
Ведь маленькие дети не умеют говорить, пока не научились, а немые люди не говорят всю жизнь. Однако мы утверждаем, что психика у них есть.
Деннет рассматривает язык - как систему меток, которую люди стали использовать для маркировки объектов в окружающей среде. Для того, чтобы «выгрузить» часть мыслей, задач во внешнюю среду, компенсируя тем самым ограниченность нашего животного мозга.
Особенно важно то, что ребенок может использовать «метки» без (!) их понимания. Дети обучаются языку, непосредственно связывая непонятные ими звуки с конкретными предметами, причем делают это лучше, если ситуация эмоционально яркая.
С развитием, ребенок, наконец, понимает, ЧТО он говорит и что говорят другие. Так появляются понятия. А понятия уже помогают нам эффективно организовывать свою деятельность и строить социальную интеракцию.
2️⃣ Наша способность к рефлексии, способность осознавать сознание, есть определяющий психику атрибут. Только человек может размышлять над своими действиями, обдумывать свои сны или придаваться мечтаниям. У науки нет доказательств, что еще какой-либо вид способен к подобной активности.
Примечательно, что размышление над собственными поступками также возможно только с помощью языка.
Иногда философы используют такие понятия как «чувствительность» - способностью реагировать на внешние стимулы и «способность ощущать» - возможность ОПИСЫВАТЬ свои ощущения самому себе или другими обладателям сознания. Эта разница фиксирует отличие человеческого сознания от сознания других животных.
Зачем вообще философы задаются вопросами наличия сознания у остальных представителей нашей планеты?
Есть положение о том, что Психика предполагает моральный статус ее носителя, наличие у него значимых интересов. А значит, необходимость считаться с ними.
При всех этих размышлениях, Наука всё еще не может точно ответить на вопрос: что такое психика? И где есть переход от физиологической основы мышления в виде нейронной активности к нематериальным мыслям, рефлексии и сознаванию?
Мы можем согласиться с тем, что сознание есть только у людей. А также предположить, что на самом деле нет никакого «перехода» от физиологической деятельности мозга к самим мыслям и переживаниям. Воспринимать тело и сознание как единство.
А можем продолжать искать, изучать, интересоваться.