Немного предыстории: в 1986 году вышел фильм "Лабиринт", значительную часть которого составляли куклы. Сама картина была не очень хорошо принята критиками, однако же именно ей суждено было стать случаем перевоплощения недопонятого в классику кинематографа, которую сейчас смотрят и пересматривают и взрослые, и дети.
Его сюжет прост, напоминая по своей сути сюжет бессмертного творения Льюиса Кэррола "Алиса в Стране Чудес". Главная героиня исследует волшебный мир, полный необычных существ, знакомится с некоторыми из них, а некоторым - противостоит. При этом и Сара, и Алиса в какой-то степени не осознают происходящее реальностью, находясь будто в долгом и путаном сне. Именно поэтому, наверное, и отсутствует страх. Ведь если кажется, что все вокруг тебя понарошку, то и бояться путешествия нечего.
Сара живет в огромном доме, чувствуя себя лишней в собственной семье: ее отец женился повторно, и в доме появился маленький Тоби - единокровный брат девушки. Мачеху Сара недолюбливает, а за маленьким ребенком присматривает нехотя, скорее от безысходности: за отказами неминуемо следуют скандалы, от которых устали уже обе стороны. Для стороннего наблюдателя очевидно, что Саре не хватает внимания, потому что родной отец явно уделяет больше времени младшему сыну и жене, а с мачехой иметь ничего общего и не хочется - на фоне вечных придирок.
Фильм начинается со сценки, которую ставит Сара: по мотивам истории из книги она разыгрывает речь, обращенную к Королю Гоблинов, в которой главная героиня, пройдя через множество опасностей, добралась до Города Гоблинов, чтобы потребовать вернуть ей ребёнка, которого он отнял у неё.. Начавшийся дождь заставляет ее отвлечься и осознать, что она опаздывает домой. Пусть она и бежит со всех ног, но ее возвращение оборачивается в итоге новым конфликтом: отец с мачехой собираются уйти, и Сара должна присмотреть за братом.
Обнаружив в своей комнате пропажу одной из любимых игрушек, Сара злится, ведь все ее вещи дороги ей, и делиться ими она не желает. Девушка находит медвежонка Ланселота в комнате брата, и злится - Тоби плачет и не успокаивается. В гневе она начинает рассказывать малышу сказку - ту самую, про Короля Гоблинов, влюбившемся в земную девушку и исполнившем ее просьбу. И слезы Тоби оборачиваются неизбежным: Сара говорит те самые слова, не думая, что пожелание сбудется. Но оно сбывается: Король Гоблинов похищает ребенка, а Саре теперь нужно пройти непроходимый Лабиринт, чтобы попасть в его замок и спасти брата. По пути ей встречается множество удивительных существ, добрых и не очень, желающих запутать ее, сбить с пути, а может - и вывести из Лабиринта.
На мой взгляд, важно обратить внимание на изменения, произошедшие в характере Сары: я думаю, она стала гораздо увереннее и решительнее. У любого приключения в подобных историях есть свойство делать персонажа взрослее. Отчасти это происходит потому, что герой становится одной из главных фигур в происходящих событиях, он чувствует себя важным, значимым. Его выбор, его взгляды начинают иметь значение, а самого человека замечают, слушают. Некоторое обесценивание, имеющее место быть со стороны родителей Сары сменяется потоком внимания от Короля Гоблинов и от ее друзей. То, чего не хватало в обыденной жизни, оказывается совсем близко. Всего лишь за одной из стен бескрайнего Лабиринта.
И ведь сам Лабиринт, возможно, символизирует запутанность чувств Сары, клубок которых медленно, но верно распутывается, к концу пути. Ее неопределенность постепенно уходит, оставляя только конкретную цель заместо. Даже сам Джарет, Король Гоблинов, отмечает непределенность Сары:
— Я сделал все, что ты хотела! Я забрал ребенка, как ты просила! Ты меня боялась — и я тебя пугал! Я переставил время! Я перевернул мир вверх тормашками, и все это ради тебя! И я устал... устал постоянно соответствовать твои требованиям...
Девушка преодолевает множество препятствий, среди которых все: и иллюзии, и страх, и отвращение, и выбор, и предательство. Какая из дверей должна вывести к центру: правая или левая, если один из двух стражников всегда врет, а второй всегда говорит правду? Как дружба и взаимовыручка могут помочь преодолеть опасные и мерзкие болота? И как вырваться из оков сна о чудесном бале, где пары медленно кружат в вальсе, а Король Гоблинов галантно протягивает тебе руку?
История внешне проста и линейна, но, на мой взгляд, смотреть на нее нужно под разными углами и с разных позиций. Потому что под кажущейся детскостью скрываются сложные темы, философствовать о которых можно вечно, символы и знаки. Фильм проработан настолько детально, что не перестаешь удивляться мастерству и любви всех, кто был хоть как-то причастен к нему.
Привлекает так же и то, что сам процесс создания картины "Лабиринт" был крайне трудоемким: людям приходилось идти на множество ухищрений, чтобы куклы двигались и выглядели живыми, чтобы мир казался естественным и оригинальным. Этим и подкупают многие сказочные картины того времени: они искренние до боли и трогательные, душевные. Потому что столь многое делалось вручную.
Роль Короля Гоблинов Джарета, пугающего и прекрасного, исполнил Дэвид Боуи. И он идеально отразил всю неземную сущность персонажа, ведь Король Гоблинов настолько далек от того мира, к которому привыкла Сара, насколько это возможно. Его образ - воплощение магии и могущества, харизматичности и непредсказуемости.
"Придумав злобного Джарета — короля гоблинов, они решили, что это должен быть кто-то знаменитый, кто-то из рок-певцов: быть может, Майкл Джексон, Дэвид Боуи или Стинг. Опрос знакомых дал единогласный ответ, что это должен быть Боуи." © Википедия
"Все песни, звучащие в фильме, были написаны Дэвидом Боуи специально для фильма и, кроме «Chilly Down», исполнены его персонажем, Джаретом." © Википедия
Узнав об этом, я мгновенно подумала: "Благодаря этой музыке, Джарет находится рядом со зрителем и Сарой даже тогда, когда в кадре его нет." Еще одно напоминание о том, насколько персонаж властен в рамках созданного в фильме мира. Он не просто наблюдает за главной героиней, он везде: в музыке, в образах, взглядах.
Образ Короля Гоблинов появляется буквально с первых секунд фильма: сначала белая сова оказывается рядом с парком, где репетирует Сара, после - в комнате девушки можно увидеть фотографию, на которой запечатлена ее мать с Дэвидом Боуи. Ну, а волшебном мире эффект постоянного присутствия короля создавали еще и скалы, при определенном ракурсе взгляда на которые можно увидеть его лицо. А игрушки, столь любимые главной героиней, невероятно похожи на встреченных ею существ.
И в финале происходит возвращение сущего на круги своя: вновь сцена, разыгрываемая Сарой, та самая, где девушка просит Джарета вернуть похищенного ребенка, вновь забываются последние слова, едва не погубив все. Но теперь уже Сара, прошедшая Лабиринт, полный сомнений и иллюзий и обретшая неколебимую решимость, не имеет права отступить и проиграть. Она твердо произносит фразу, что и позволяет ей полностью получить контроль над ситуацией. Уж не потому ли, вернувшись домой, она не расстается с полюбившимися ей существами и миром, а, напротив, открывает для них двери, позволяя стереть теперь грань между реальностью и фантазией?
В картине переплетены в единое целое реальное и нереальное, быль и небыль. Кажется, что невозможно отличить одно от другого, и чем дальше, тем труднее. Именно это и создает неповторимую атмосферу, каждое мгновение, проведенное в этой сказке так и кричит: чудеса - они повсюду, просто не каждый хочет и может их видеть.