Годовой уровень инфляции в США вырос до 4,2% в апреле 2021 года с 2,6% в марте, что намного выше рыночных прогнозов в 3,6%. Это самый высокий показатель с сентября 2008 года на фоне всплеска спроса по мере возобновления экономики, резкого роста цен на сырьевые товары и ограничений предложения. Существует также базовый эффект, поскольку пандемия коронавируса подорвала экономическую активность, в результате чего уровень инфляции в апреле 2020 года составил 0,3%.
Базовый индекс потребительских цен в США, который исключает такие волатильные товары, как продукты питания и энергию, вырос на 3% в апреле 2021 года, что является самым большим ежегодным ростом с января 1996 года и значительно превышает рыночный консенсус в 2,3%.
Скачок на 4,2% заставил инвесторов серьезнее отнестись к тому факту, что восстановление экономики влечет за собой рост цен, а фондовые рынки, возможно, слишком долго игнорировали этот факт.
Повышение инфляции увеличивает доходность облигаций
Апрельский скачок потребительских цен и его инфляционные последствия повышают доходность облигаций и сказываются на ценах на акции. График 1 показывает, как доходность 10-летних казначейских облигаций подскочила после публикации данных и закрылась на уровне 1,695%, что выше апрельского пика.
Это отрицательно сказывается на ценах на акции и, в частности, на технологических компаниях, из-за которых падают индексы.
Акции технологических компаний и компаний роста наиболее чувствительны к высокой инфляции и к более высоким процентным ставкам, поскольку они могут подорвать их огромную прибыль, распродаются весь месяц.
График 2 показывает, что Nasdaq 100 [QQQ] продолжает падать ниже своей 50-дневной скользящей средней.
Это также оказывает давление на Dow и S&P 500, которые также падают. График 3 показывает, что S&P 500 рухнул до самого низкого уровня за месяц.
ФРС не беспокоится
Федеральная резервная система США не считает, что это проблема – на самом деле, она, вероятно, даже рада видеть некоторую ценовую власть после многих лет исторически низкой инфляции. Председатель ФРС Джером Пауэлл говорит, что эти текущие тенденции к повышению цен носят временный характер, и мы должны ожидать их как часть восстановления экономики.
ФРС хотела бы, чтобы инфляция составляла 2% или выше — и в последние несколько лет ей было трудно удержаться на этом уровне.
Но потребители обычно сосредоточены на своих тратах, и они становятся выше. Заработная плата в США существенно не выросла, а из-за пандемии почти 9 млн человек остались без работы.
Отчет о новых рабочих местах на прошлой неделе рассматривается как знак того, что компаниям придется повышать заработную плату, чтобы привлечь безработных, получающих пособия к работе. Политические противники идей администрации Байдена указывают на рост инфляции как на побочный продукт стимулов. Не ждите, что администрация откажется от этих планов, но ожидайте, что «инфляция» станет модным словом в политике и инвестициях в следующие несколько месяцев или лет.
Эхо 2010 года
Ралли восстановления в 2021 году и последующая передышка начинают сильно напоминать события мая 2010 года. В то время инвесторы опасались, что ФРС слишком рано откажется от своей щедрой фискальной поддержки и замедлит программу покупки облигаций (QE).
ФРС обещала этого не делать, и заверила инвесторов, что недавняя инфляция носит временный характер. Но, похоже, более высокие цены будут с нами какое-то время, а раскаленная экономика может заставить Центральный банк повысить ставки раньше, чем в 2023 году.
Если последнее повышение цен в основном связано с сырьевыми товарами, будущее во многом будет зависеть от того, как долго эти ресурсы будут расти. Например, спрос, возникший после восстановления экономики в 2009 году, привел к росту глобальной инфляции на два года, пока товарные рынки не достигли пика. На этот раз сырье — не единственный фактор, подпитывающий инфляцию, учитывая нехватку всего, от электроники до автомобилей, а также логистические заторы. В дополнение к этому есть отложенный спрос из-за пандемии, поскольку потребители готовы тратить накопления, а правительство поддерживает идею увеличения федеральных расходов на триллионы долларов. Так что главный вопрос здесь следующий: инфляция временная или все-таки это что-то более опасное?
Составитель: Игорь Гуревич, портфельный управляющий laurels
К журналу weknow.market