Найти тему

Что делать, если первичка утеряна, и как этого избежать

Несколько советов и примеры из жизни

Бывают случаи, когда компания не может предоставить документы по запросу налоговой из-за объективных обстоятельств – если документы украдены или пострадали из-за пожара. Обычно в таких ситуациях организации все равно приходится идти в суд, чтобы доказать свою добросовестность, и простого заявления о наступлении непредвиденных обстоятельств здесь будет недостаточно. Налоговой нужны будут более весомые основания, чтобы освободить компанию от обязанности платить налоги.

Пример из жизни

Компания не представила счета-фактуры и другие первичные документы во время проверки, сославшись на кражу бумаг. При этом фирма не представила доказательств, прямым образом доказывающих факт кражи, попытки восстановления утерянной документации, а также свою добросовестность. В итоге организации все равно доначислен НДС и пени в размере более 120 млн руб.
Руководство компании утверждало, что из ее электронной базы данных похитили все документы за три последних года. Однако для суда эта причина оказалась неуважительной, потому что компания не обращалась в полицию и не пыталась найти похитителя (постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.06.2008 № Ф03-А73/08-2/1272).

Как действовать, если первичные документы утрачены из-за непредвиденных обстоятельств

Если в компании обнаружена пропажа документов, и вы подозреваете их кражу, нужно написать заявление в полицию. Справка из следственных органов (в частности, постановление о возбуждении уголовного дела) убедит суд, что бумаги пропали по не зависящим от компании причинам.

Если в офисе или в архиве случился пожар, и документы сгорели – нужно получить справку о пожаре в МЧС. Необходимо проверить, желательно – под надзором юристов, правильно ли описан факт происшествия в выданном документе.

Пример из жизни

Компания не смогла отстоять 70 млн руб. доначислений из-за ошибки в справке МЧС о пожаре. В документе было указано, что в сгоревшем здании находится другая организация (постановление АС Уральского округа от 01.02.2016 № Ф09-9606/15).

Обратите внимание: документ из госорганов должен содержать точные сведения о том, кто потерпевший, какие документы и за какой период пропали либо были утрачены. Наличие описи пропавшей документации будет положительным аргументом в защиту позиции фирмы.

Следует учитывать и отрицательную судебную практику, которая не принимает во внимание в качестве уважительной причины непредвиденные, форс-мажорные обстоятельства. Налогоплательщик должен обеспечивать сохранность документов (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2012 г. № 15АП-10124/12 по делу № А32-970/2011).

Поэтому подтвердить только наличие непредвиденных обстоятельств недостаточно для доказательства добросовестности. Следовательно, налогоплательщику стоит заботиться о безопасном хранении скан-копий документов и контролировать их обращение (чтобы избежать утери или кражи). Полезным в этом случае будут системы контроля документов по типу «Скан-Архива» и использование электронного документооборота.