Автор:
Творчество Александра Петровича Сумарокова – важнейшее звено в русском историко-литературном процессе. Его достижения были восприняты последующими писателями, и сделанное им вошло в сокровищницу великой русской литературы. «Различного рода стихотворными и прозаическими сочинениями, - писал А.И. Новиков, - приобрел он себе великую и бессмертную славу, не только россиян, но от чужестранных академий и славнейших европейских писателей. И хотя первый он из россиян начал писать трагедии по всем правилам театрального искусства, но столько успел в оных, что заслужил название Северного Расина». Желание исправлять нравы и разъяснять истину, стремление научить каждого исполнять свои обязанности перед обществом толкнуло Сумарокова к драматургии. Театр был школою жизни. Корнель, Расин, Мольер учились у греков и римлян, и сами стали большими мастерами. В России еще не было своих трагиков и комиков, и со сцены никто не поражал пороков и не возносил добродетель. Не было пока еще и самого театра. А.П. Сумароков считал, что путь к национальной драматургии должна открыть трагедия. Этот жанр, по мнению писателя и его современников, должен освещать жизнь особ царской крови, от которых зависит судьба государства и народа. Человеческая природа считалась исторически неизменной – во все времена люди чувствуют и думают одинаково, поэтому обстановка событий была несущественна. В 1747г. была написана трагедия «Хорев». В постановке кадетов Сухопутного Шляхетного корпуса она имела успех. Поэтому в этом же исполнении в 1750г. зрителю была представлена следующая трагедия Сумарокова – «Гамлет». Вопрос об источниках этого произведения окончательно не решен, вероятно, это был прозаический перевод трагедии Шекспира, изданный М. де ла Плассом в сборнике “Английский театр” (1745-1748).
Содержание:
В первом акте Гамлет рассказывает, что видел во сне покойного отца, узнал от него тайну его смерти и решается мстить. Убеждается он также в том, что Полоний, отец его возлюбленной, Офелии, участник убийства. Это заставляет Гамлета отказаться от любви к Офелии. О намерениях своих мстить убийце отца он рассказывает наперснику своему Армансу; тот поддерживает принца, но просит Гамлета пощадить свою мать. Является мать принца – Гертруда. Происходит бурное объяснение, в конце которого королева совершенно уничтожена, теряет мужество и мучается.
Во 2-м акте убийца отца Гамлета и новый король Клавдий терзается раскаянием. Его злой гений, Полоний, ободряет его; борьба совести с честолюбием кончается в пользу последнего: Клавдий решается убить Гертруду и жениться на Офелии. Полоний в восторге. Гертруда является и публично кается в своих преступлениях, убеждая Клавдия отказаться от престола и идти в пустыню спасаться. Полоний мешает ей увлечь короля.
В 3-м акте Полоний настаивает, чтобы Офелия согласились на брак с королем. Она, из любви к Гамлету, отказывается. Вбегает разъяренный Гамлет со шпагою – он хочет убить Клавдия. Офелия говорит Гамлету о своей любви к нему... Он ей уступает, теряет мужество. Слезы Офелии его смягчают; он хочет лишить себя жизни, так как не в силах вынести борьбу любви с долгом мести.
Следует заимствованный у Шекспира монолог «Быть, или не быть»:
Что делать мне теперь? не знаю, что зачать?
Легко ль Офелию навеки потерять?
Отец! любовница! о, имена драгия!
Не зрюсь способен быть я к дому своему –
И нет пристанища блудящему уму!
... Когда умру – засну... засну, и буду спать.
Но что за сны сия ночь будет представлять?
Умреть и внити в гроб... спокойствие прелестно,
Но что последует сну сладку?.. неизвестно!
В 4-м акте, Офелия, узнав о преступлениях отца, тоскует, боясь, что Гамлет убьет его; королю она отказывает в руке. За это Полоний обрекает дочь на казнь.
В 5-м акте Полоний рассказывает королю, что наемные убийцы скоро кончат дни Гамлета. Но является вестник и сообщает, что убийство не удалось и, под предводительством принца, начался народный мятеж.
Клавдий идет к народу и погибает. Полоний пытается убить дочь, но ее спасает Гамлет, который хочет заколоть злодея и бросается на него со словами:
Сей варвар моего родителя убил!
Но Офелия останавливает его словами:
Но, Гамлет, он твою возлюбленну родил!
Гамлет опять уступает любви Офелии... Полоний отведен в тюрьму. Там он лишает себя жизни.
Кончается трагедия словами Офелии. Она преклоняется перед волею судьбы и говорит Гамлету:
Ступай, мой князь, во храм, яви себя в народе,
А я пойду отдать последний долг природе –
т. е. плакать над телом отца
Анализ:
В первой пьесе Сумарокова – «Хореве». Клавдий – тиран, теряющийся ненадолго; он хитер и честолюбив, связан с Полонием длинной цепью преступлений Гертруда – безличное и безвольное существо. Гамлет – пылкий, но слабовольный юноша. Полоний – закоренелый преступник, злобный, умирающий с проклятиями и не любящий своей дочери. Офелия – девушка стойкая, непреклонная, хотя нежная, полная любви.
Психологическая борьба в «Гамлете» внешне напоминает ту, что происходит в «Хореве». На первый план также как будто бы выступает коллизия борьбы между долгом и страстью. Долг мщения за отца в душе Гамлета борется со страстью его к Офелии, дочери убийцы (Сумароков отступает от шекспировского сюжета, возлагая ответственность за убийство на царедворца Полония). В сложном положении оказывается и Офелия.
Но как и в трагедии «Хорев», изображение конфликта между долгом и страстью у Гамлета и Офелии носит чисто внешний характер. Коллизия сложной душевной борьбы, которой охвачены персонажи ранних пьес Сумарокова, была своеобразной данью традициям расиновской драматургии. Подлинный же источник трагической ситуации в пьесах русского автора совсем иной.