Найти тему
Женщина в истории

Красота по-крестьянски: что ценили в девушках наши предки

Оглавление

Красивой крестьянку делала не только внешность. Точнее, внешность её была лишь дополнением. К чему? Конечно, к характеру, который должен был быть удобным для мужа и его семьи. Работящая, покладистая, терпеливая – всё это украшало девушку в глазах окружающих.

Требования, предъявляемые к внешности крестьянки были логическим продолжением всё того же: здоровая и сильная девушка, которая сможет много работать и родить.

С. М. Прокудин-Горский. Крестьянка мнет лен. Пермской губ. (На снимке женщина в наряде уральских крестьянок. Предположительно, снято в Шадринском уезде.) Фото: сайт Прокудина-Горского
С. М. Прокудин-Горский. Крестьянка мнет лен. Пермской губ. (На снимке женщина в наряде уральских крестьянок. Предположительно, снято в Шадринском уезде.) Фото: сайт Прокудина-Горского

С лица воду не пить

О красоте дочери нужно было заботиться ещё до того, как она родиться. Беременной женщине запрещалось не только браниться, но и долго спать – не дай Бог дочь будет грубой и ленивой. Смотреть будущей матери полагалось на красивое, чтобы это отразилось на внешности ребёнка. А чтобы дочь выросла рукодельницей, пуповину матери отрезали на прялке.

К труду девочку приучали сызмальства: нужно было уметь и жать, и шить, и вышивать, и корову доить, и еду готовить, и дом в чистоте держать, и за скотом смотреть, и прясть, и вязать… Жизнь крестьянке предстояла действительно трудная. Приучение к работе сопровождалось религиозным воспитанием.

В 15-16 лет девушки переходили в новый статус – теперь они были уже невесты (то есть неизвестными для мужчины). Эта пора длилась около 5 лет и должна была оканчиваться замужеством. К девушкам этого возраста обращались по имени-отчеству, ведь им предстояло вскоре исполнить своё предназначение: выйти замуж и родить детей. Быть женой, матерью и хозяйкой – вот истинный смысл жизни крестьянки. Но, как мы уже знаем, это подразумевало не только воспитание детей и ведение домашнего хозяйства, но и тяжкий труд наравне и вместе с мужчинами.

Существовало такое понятие, как славутность. Славутность – очень комплексный термин, обозначающий и приятный внешний облик, и обаяние, и умение хорошо одеваться, вести себя, согласно общественным нормам, и честное имя. Умение подать себя было ничуть не менее важно, чем привлекательная внешность.

Всех белее и румяней

Из чего складывалась внешняя привлекательность? Здоровое и сильное тело (высокий рост, крепкое телосложение, широкие бёдра, мощные голени, высокая грудь) и красивое лицо (белая кожа, румянец, хорошие зубы, чёрные брови, длинная русая коса).

Вот, например, старинный заговор на красоту:

«Всех я трав выше, лазоревых цветков я зрелее, всех белее и румяней, плечами плечиста, грудями грудиста, речами речиста, лицом круглолица, на щеках алалица, бровями черна, очами очна».

Худенькую девушку вполне могли назвать «холерой». Была даже пословица «Худую взять – стыдно в люди показать. Убогую взять – нечем содержать». Мужик, собирающийся женить своего юного сына, отдавал предпочтение дородной девушке, ведь женили сына на новой помощнице.

Чтобы соответствовать тренду на дородность, девушки нередко одевались многослойно. Да и одежда создавала такой силуэт, который талию даже не подразумевал (а если вдруг она была – удачно скрывал).

Крестьянские девушки в Кирилловском уезде, деревня Топорня. Фото: сайт Прокудина-Горского
Крестьянские девушки в Кирилловском уезде, деревня Топорня. Фото: сайт Прокудина-Горского

Были у крестьянок и другие хитрости. Например, чтобы лицо было белое и без веснушек, его умывали парным молоком, огуречным рассолом, мазали берёзовой смолой. Гребень для расчёсывания волос смачивали соком крапивы, чтобы волосы были гуще и не выпадали. Для белизны зубов и запаха изо рта жевали смолу лиственницы или яблоки.

Считалось, что чтобы грудь была большая, надо есть много горбушек или тереть её мужской шапкой. В косу для густоты вплетали лён, нитки с бисером, разноцветные ленты. Для блеска волосы покрывали специальной помадой.

Прибегали и к заговорам на красоту и любовь.

Горе от ума

Ум девушку не красил («Умную взять - не даст слово сказать»), в отличии от «умноты» - умения вести себя: быть послушной и ласковой. Главным в семье был муж, и хорошая жена считалась с этим.

Ценились, однако, весёлый нрав, умение петь и плясать, остроумие и задор. Которые должны были сочетаться с хорошей репутацией («Не бери жену богатую, бери непочатую»).

Размер ног и рук крестьянки никого не волновал, даже самая миниатюрная ступня, упакованная в лапоть, смотрелась большой. А вот чтобы голени выглядели «как столбы», устойчивые и выносливые (женщины таскали тяжести), крестьянки побогаче в праздники надевали сразу несколько пар толстых шерстяных чулок, визуально уплотняя ноги. С помощью одежды (тоже многослойной) фигуре придавали колоколообразный вид, чтобы, опять же, девушка казалась дороднее.

Русские девушки в крестьянском праздничном наряде (и те самые ноги - "столбы")
Русские девушки в крестьянском праздничном наряде (и те самые ноги - "столбы")

Дорогое удовольствие

Наряды девушек в деревнях обсуждались активно, привлекая особенно пристальное внимание матерей парней, а в вопросах брака последнее слово было именно за родителями.

В праздники девушки переодевались по несколько раз, обходя дома молодых парней с песнями и плясками. Так они демонстрировали свои наряды. В Домострое есть такие слова:

«Если дочь у кого родится, благоразумный отец, который торговлей кормится – в городе ли торгует или за морем, – или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь».

Одежда обходилась дорого, а обязанность одевать дочерей лежала на родителях. Праздничный костюм мог стоить, как хорошая корова или жеребёнок.

Молодая женщина в праздничном костюме. Костромская губерния, 1907 год.
Молодая женщина в праздничном костюме. Костромская губерния, 1907 год.

Как вам такие стандарты красоты?

Источник: «Женский идеал красоты в крестьянской среде пореформенной России», С.П.Шаповалова

Хоровод - ярмарка невест (как наши предки начинали отношения).