В нашей стране территориальное деление какое-то "неправильное", а количество регионов "избыточное", считает вице-премьер Марат Хуснуллин, разработавший план "Агрессивное развитие инфраструктуры". По мнению политика, 85 регионов в России не нужны, следует укрупнять территориальные единицы. Поэтому он и предлагает начать интенсивную застройку в 41 агломерации страны.
#россия #политика #экономика #строительство #правительство
Если эта "личная идея" вице-премьера воплотится в жизнь, о многих русских регионах уже через 10 лет придётся забыть, жизнь за пределами десятка мегаполисов просто остановится. Иначе как убийством огромной части страны это предложение назвать сложно.
О своём нежелании заниматься развитием всех регионов страны Хуснуллин заявил в ходе круглого стола "Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски", организованном Высшей школой экономики. К примеру, заниматься развитием Еврейской автономной области нецелесообразно "с точки зрения трудозатрат". Поэтому внимание ЕАО уделять политик не хочет, а предлагает объединить регион с каким-нибудь соседним:
…и пусть губернаторы ими занимаются… У нас есть ряд регионов, которые не в состоянии ничего выполнять. Но это губернаторы, у каждого аппарат, он приходит ко мне на встречу, приходит к президенту, занимает наше время. Поэтому я считаю, что нужно укрупнять регионы.
Действительно, советское административно-территориальное деление, доставшееся в наследство России, выглядит, мягко говоря, странно и нелогично. Деление по национальному признаку существенным образом мешает пространственному развитию страны.
Развивать агломерации, а остальное превратить в пустыню?
Регионы должны формировать по принципу экономической и демографической целесообразности, только тогда можно будет эффективно развивать все части нашего государства. Однако Хуснуллин предлагает совершенно иное.
По его замыслу, в России должна быть создана 41 агломерация. Агломерация, согласно научному определению, – это компактное территориальное размещение городских населённых пунктов, объединённых интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Иначе говоря, это когда несколько городов развиваются вместе как одна система – как Самара и Тольятти или как находящиеся вблизи друг от друга Челябинск и Екатеринбург.
Исходя из решения данной задачи предполагается строительство соответствующей инфраструктуры: как транспортной, так и жилищной.
Однако критерии выбора агломераций и планы по жилищному строительству вызывают вопросы. Так, 41 агломерация делится на два уровня: первого порядка (27 ед.) и второго порядка (14 ед.).
В плане Хуснуллина указано, что сейчас в агломерациях вводится 77% жилья от всего общего объёма в стране. К 2030 году предполагается несколько сократить данный показатель до 67%, увеличив при этом объём строительства.
Действительно, агломерации могут стать драйвером экономического развития. Внутри них повышается экономическая активность, идёт более интенсивное развитие технологий и раскрытие человеческого потенциала. Но, думая об экономике, мы часто забываем о демографии. Безусловно, экономический рост и повышение уровня благосостояния граждан должны являться одной из главных целей правительства. Но вопрос заключается в том, какой ценой это будет достигнуто.
Урбанизм против демографии
Опыт европейских государств показывает, что урбанизм привёл к росту благосостояния, но вместе с этим привёл и к разрушительным последствиям для демографического развития страны.
Правительству России необходимо выработать баланс между экономикой и демографией. В конце концов, в случае успешной реализации стратегии Хуснуллина для кого будут созданы блага, если темпы сокращения населения увеличатся? Ради чего все эти стратегии и планы, развитие производств и инфраструктуры? Кто ими будет пользоваться, если не русский человек?
Россия обладает достаточным количеством территорий. Нам нет необходимости делать выбор между многоквартирными домами в агломерациях и пространственной малоэтажной застройкой в регионах. Мы способны развивать и то и другое. Пусть задачей агломераций станет экономический рост, а регионального развития – демографический. При этом один человек может иметь недвижимость как в городе, так и обладать собственным домом вне плотной застройки. Наши расстояния позволяют предоставить каждому жителю достаточный объём жилой площади.