Некоторые из них сохранятся и тогда, когда пандемия закончится
Индустрия туризма – одна из основных пострадавших от пандемии коронавируса в 2020 г. И до нормализации ситуации еще очень далеко – особенно на фоне неопределенности с открытием границ. Въездной туризм в нашу страну также существенно сократился: Росстат указывает, что поток иностранцев упал в январе – сентябре 2020 г. на 73% год к году.
Коронавирусные ограничения в сочетании с изменениями реальности заставили индустрию туризма быстро меняться – просто чтобы выжить. В результате сформировалось несколько заметных трендов, которые, скорее всего, останутся актуальными и в обозримом будущем.
Больше эксклюзивности
Многие исследования показывают, что богатые люди в результате пандемии в среднем стали еще богаче. Это отразилось и на туристической отрасли. Когда после нескольких месяцев глобальной самоизоляции снова открылись некоторые курорты, особенно высоким спросом у истосковавшихся по отдыху клиентов пользовались именно роскошные варианты.
Аналогичная ситуация и с чартерными яхтами. Представитель крупнейшего американского брокера Denison Yachting Бен Фарнборо отмечает, что, несмотря на ограничения, рынок аренды частных судов в 2020 г. даже вырос в сравнении с 2019 г. и сейчас набирает темп. «Уже только за I квартал мы закрыли 65% от оборота всего 2020 года, который тоже был успешным, – говорит Фарнборо. – С учетом неопределенности в Европе особенной популярностью пользуются чартеры в США, на Багамских островах и в странах Карибского бассейна».
Ближе к природе
Еще одно наблюдение «коронавирусного сезона» – пожалуй, никогда прежде люди так не стремились посетить дикие и отдаленные уголки на Земле. Благодаря этому огромную популярность получили глэмпинги (glamping от англ. glamorous и camping) и глэмперваны (комфортабельные дома на колесах), а также всевозможные лагеря, лоджи и экологичные отели. Тренд характерен и для России. По оценке PRCO, в 2019 г. в стране работало 60 глэмпингов, а в 2020 г. их количество удвоилось. Популярны и вылазки на природу с проживанием в палатках, особенно в Карелии, Мурманской области и на Алтае.
Почему людей потянуло к природе? Поэтический ответ такой: из-за пандемии ко многим пришло осознание хрупкости планеты, поэтому и возникло желание успеть увидеть как можно больше нетронутых мест, пока не поздно. Но есть и ответ прагматический: закрытые границы объективно сделали туризм локальным, к тому же на природе в отличие от города легче соблюдать пресловутую социальную дистанцию и, следовательно, ниже вероятность заразиться вирусом.
Воркейшн
Это направление, название которого происходит от слов work и vacation, вообще одно из самых молодых в туризме. Возникло оно около 10 лет назад, но за его укрепление и развитие сейчас всецело нужно благодарить распространение удаленной работы и инструментов для дистанционной коммуникации. Туристы переезжают в более теплые страны или из города к воде и на природу на длительный срок и совмещают таким образом работу и отдых. Отели, в свою очередь, тоже реагируют на вызов: обеспечивают гостей подходящими условиями, устанавливают удобные столы и кресла, проводят быстрый интернет, готовят специальные тематические предложения. Например, в Porto Montenegro в Черногории запустили программу Work and Live. Клиенты могут снять роскошные апартаменты у воды в 50 м от марины с яхтами за 1400 евро в месяц и пользоваться современным коворкингом на территории комплекса.
Многие страны даже успели ввести специальные визы для «цифровых кочевников» (digital nomad – человек, постоянно работающий на удаленке и живущий в разных странах). Так поступили, например, карибские государства, Хорватия, Дубай, Грузия, а также Чехия, Эстония, Германия и др. Если туристические визы обычно позволяют находиться в стране 30–90 дней, то новый тип разрешений продлевает этот срок в некоторых случаях до 1–3 лет.
Внутрироссийский туризм
Закрытие границ сделало внутренний туризм основным в стране. Однако, по оценке Ассоциации туроператоров России, за 2020 г. он все равно сократился на 35–40% по сравнению с 2019 г. Впрочем, со второй половины прошлого года наблюдается устойчивая положительная динамика.
Из популярных и интересных отечественных направлений выделяют относительно не заезженные Бурятию, Калининград, Алтай и Ростов-на-Дону, а также вечных фаворитов – Карелию, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Краснодарский край, Крым и Кавказ. Значительную поддержку продвижению внутреннего туризма оказала программа покупки туров и билетов с кэшбэком, на которую правительство России выделило 15 млрд руб. Туристы по ней возвращают 20% от стоимости поездки по России на карту «Мир», если оплачивают отдых онлайн.