Найти тему
Уклад Мастроте

Письмо о пользе стекла

Оглавление
Михаил Васильевич Ломоносов, 1711-1765 г.г
Михаил Васильевич Ломоносов, 1711-1765 г.г

Автор:

Михаил Васильевич Ломоносов - первый крупный русский учёный-естествоиспытатель.

Родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии (Архангельская область) в зажиточной семье Василия Дорофеевича (1681—1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой. Летом 1724 года и она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз — на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».

Интересные факты из жизни Ломоносова:

  1. Рождённый в рыбацкой деревне, юный Михайло в 10-летнем возрасте уже стал выходить в море за промысел вместе со взрослыми мужчинами и помогать им по мере сил.
  2. Когда юный Ломоносов узнал, что отец намерен женить его, он незамедлительно бежал в Москву, так как горел страстью к учёбе. Нелёгкое путешествие заняло у него три недели. Всё, что он взял с собой — две книги, «Арифметика» и «Грамматика».
  3. Будущий учёный хотел учиться в Московской славяно-греко-латинской академии, но туда принимали только дворян. Тогда Михаил Ломоносов подделал документы и выдал себя за сына дворянина.
  4. С 25 до 30 лет Ломоносов обучался за границей, осваивая точные науки и прикладные профессии.
  5. Корпускулярно-кинетическая теория тепла Ломоносова на добрую сотню лет опередила своё время. Он уже тогда понял, что вся материя состоит из молекул, а молекулы — из атомов.
  6. Именно он впервые в России смог произвести цветное стекло. Для достижения успеха потребовалось более 4 тысяч экспериментов.
  7. Ломоносов открыл существование атмосферы на Венере.
  8. Однажды вечером на учёного напали трое матросов. Будучи человеком физически очень сильным, он повалил одного из них на землю, а оставшиеся двое сбежали. Поверженный противник признался, что он с товарищами намеревался ограбить Ломоносова. Возмущённый учёный в отместку отнял у матроса одежду, заявив, что тогда он сам его ограбит.
  9. Друг Михаила, немецкий учёный Георг Рихман, трагически погиб от удара молнии во время одного из их совместных экспериментов.
  10. За оду в честь восхождения на престол императрицы Елизаветы Ломоносову присудили награду в две тысячи рублей, но в казне в тот момент были только мелкие медные деньги. Чтобы забрать свою награду, учёному пришлось снаряжать два воза, на которых он и увёз мешки с монетами.
  11. В течение жизни Ломоносов создал десять различных оптических приборов, не имевших аналогов ранее.
  12. Учёный свободно разговаривал на 12 иностранных языках.
  13. Современники утверждали, что Ломоносов обладал очень буйным нравом и нередко впадал в ярость. Однажды во время спора с одним немецким академиком он вышел из себя и сломал ему нос, оправдав тем самым свою фамилию.
  14. Учёный практически боготворил императора Петра I и даже составлял из мозаик его портреты, а также писал оды в его честь.
  15. Ломоносов усовершенствовал конструкцию существовавших тогда телескопов, и его наработки не утратили актуальности и по сей день.
-2

История:

Полное название: ПИСЬМО О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА
К ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬНОМУ ГОСПОДИНУ
ГЕНЕРАЛУ-ПОРУЧИКУ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАМЕРГЕРУ, МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КУРАТОРУ И ОРДЕНОВ БЕЛОГО ОРЛА, СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА И СВЯТЫЯ АННЫ КАВАЛЕРУ ИВАНУ ИВАНОВИЧУ ШУВАЛОВУ, ПИСАННОЕ 1752 ГОДА

Жанр научно-дидактического послания, который был очень популярен в Европе, но и в России.

Михаил Васильевич Ломоносов был очень талантливым поэтом и мог бы дать гораздо больше русской поэзии, если бы он ей всецело отдался. Но, обладая большим поэтическим талантом, он часто смотрел на него, как на способ красиво и привлекательно выражать свои научные взгляды и мысли, т. е. заставлял поэзию служить утилитарным целям. Так, например, он написал И. И. Шувалову послание в стихах «О пользе стекла».

-3

Содержание:

«Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, не злату, но стеклу».

Далее Ломоносов говорит о происхождении стекла, о пользе, которую оно приносит людям и науке. Без стекла у нас не было бы очков, подзорных труб, микроскопов, барометров.

«Коль много микроскоп нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тонких в теле жил!
Но что ж? Уже в стекле нам барометры
Хотят предвозвещать, коль скоро будут ветры,
Коль скоро дождь густой на нивах зашумит,
Иль облаки, прогнав их, солнце осушит».
-4

Анализ:

Стихотворение написано М. В. Ломоносовым, активно занятым разработкой цветных стекол, в 1752 году и адресовано приближенному к императрице И. И. Шувалову, камергеру, просвещенному человеку, способному оказать помощь в организации его исследований.

В произведении поэт отдает дань личным качествам Шувалова, делает реверанс в сторону государыни, но основная его тема – описание прикладного значения стекла: стихотворение – это нечто среднее между художественным произведением и научным трактатом. Сравнительно узкая тема, тем не менее, позволяет поэту делать философские отступления, посвященные исканиям блаженного Августина, природе лести, зависти, интриг в научном мире, разнообразным мистификациям, дать оценку осудить хищническому освоению Америки, обсудить бесконечность познания и сделать комплименты дамам.

Произведение содержит множество средств художественной выразительности, среди которых эпитеты редкой красоты – «приманчивый (привлекательный) луч», «ужасный глас», «конечный (окончательный) разделитель», «мрачная глубина», «баснотворный (легендарный) Геркулес», «вечный свидетель», «чудные (удивительные) роды», «кротчайший слух», «бесхитростные сердца», «гнилая завеса», «тяжкая огромность», «ветхая древность», «любезная простота», «свирепые невежды», «дивная разность (удивительное многообразие)», «яра (яростная) молния»; анафоры – «не меньше польза, не меньше … краса», «довольна… мать (природа), доволен… отец (огонь)», «воздвиг гнев, воздвиг …муки», «там слышен… стон, там … цепь звучит», «круг центра, круг солнца», «чудимся быстрине (поражаемся скорости), чудимся тишине», «уже Колумбу вслед, уже за Магелланом…», «велик …в огромности, велик в строении…»; яркие оригинальные метафоры – «пою похвалу», «ломкость счастья», «тленности (в данном контексте – хрупкости) пример», «дела премудрости и щедрости», «мастерство превысило раченьем естество (искусство одержало верх над природой)», «завеса притворств», «начало достоинств», «дать отраду», «огромность …преобратив в Фарфор», «грызенье древности», «неистовый борей(северный ветер)», «несытые и златом и тиранством», «курим огнем», «полк невежд», «покров святости», «презритель (равнодушный к) зависти», «циклы растерзал»; инверсию – «пою перед тобой в восторге …», «Этна …свидетель …нам, которая…», «сие твоих достоинств … начало», «плода лишенных гор»; антитезы – «не камням…, ни злату, но стеклу», «дивился сходству, но сомнителен был (сомневался)»; перифразы – «любезное дитя, прекрасное Стекло», «домашни боги – планеты», «бог, божество, творец, отец»; синтаксический параллелизм – «венцы… корысть, и плоть… пища», «одним … совершает, другим …составляет»; гиперболу – «учению расшириться в моря».

-5

Многочисленные олицетворения – «стекло рождено», «огонь… родитель», «огонь живет и борется, собрал, затворил», «дым навел тень», «Этна … свидетель», «свет, отчаясь, мнил, что зрит (отчаявшийся мир полагал, что видит)», «природа и огонь …прогнали, погасили, открыли», «совесть рвет», «мастерство с природой дало», «морей свирепость», «Фарфор имеет», «борей стисняет мразом (северный ветер сковывает морозом)», «цветы хранят себя», «поля бледнеют», «кровь шумит», «ночь являет», «ждать должно кораблям», «молчать волнам» – помогают поэту охватить масштаб изображенных явлений, как и длинные ряды однородных членов предложения – «живет и борется, собрал и затворил, напрягся, подвинул, вскинул», «смятение и страх, оковы, глад и раны», «греет, топит, льет и светит», «земель, островов, людей, градов, сел, животных, зверей, рыб, птиц, плодов, трав».

Стихотворение-рассуждение потеряло бы большую часть своих красок без риторических вопросов – «Но что ж … произошло?», «Не столько ли похвал?..», «Но в чем красуетесь?…», «Виной …бывало ли стекло?», «Не дар ли мы …имеем?… – и риторических восклицаний – «Увидев, смертные …дивились!», «Никак!», «…надлежит принесть хвалу!», «любезен вам наряд!», «… ужасно зло!», «О … великой вред!», создающих эмоцию.
Текст буквально пестрит старославянизмами – «мраз (мороз)», «хлад», «вран», «глад», «огнь», «лик», «град», «ков (заговор)».

Ряд слов и оборотов трудны для понимания и нуждаются в пояснении: «хляби» – «глубины», «рамена подвинул» – «сдвинул плечи», «произвесть хотя» – «желая произвести на свет», «тягота земли» – «земное притяжение», «тщились» – «пытались», «льзя» – можно, «примес» – «примесь», «удовольствовал мысли» – «воплотил мечты», «не возбранят» – «не воспрепятствуют», «красится» – «украшает себя», «воздать коснеем» – «не спешим воздать», «терпят труд дороги» – «вынуждены двигаться».

Важность ключевых понятий автор подчеркивает написанием с заглавных букв – Стекло, Минералы, Фарфор, Оптика, Микроскоп, Барометры, Система света. Заметим, что великий русский ученый не подвергает сомнению божественную природу всего сущего, напротив, он славит творца многочисленных чудес природы., Апеллес – именитый греческий живописец древности. Оборот «две ночи сложены в едину» – отсылка к мифу, согласно которому бог Зевс две ночи соединил в одну.

-6