Найти в Дзене

Женщина, которая привыкла во всем быть впереди.

„Каждая девушка должна всегда знать две вещи: чего и кого она хочет.“ —  Коко Шанель
„Каждая девушка должна всегда знать две вещи: чего и кого она хочет.“ — Коко Шанель

Габриэль Шанель строила свою жизнь так, как ей нравилось. Лишения, выпавшие на долю сироты, и успешная карьера бизнес-леди сформировали ее уникальный, дерзкий и свободолюбивый характер, который намного опережал свое время. Любовь и поддержка верных друзей и поклонников, интерес к культуре, жажда новых открытий и страсть к путешествиям определили становление ее личности. Подарив женщинам новый стиль, свободный от предрассудков и излишеств, и наполнив его свежими акцентами, позаимствованными из мужского гардероба, Коко Шанель создала особое видение элегантности – неподвластное времени и вместе с тем очень современное. Непринужденно наброшенные на шею нити жемчуга, сверкающие бриллиантами украшения и, конечно, легендарные ароматы стали синонимом безупречного стиля. Стиля прогрессивной женщины в авангарде своей эпохи, чей образ жизни и чья многогранность легли в основу философии и ценностей Дома моды, который и по сей день вдохновляет женщин по всему миру.

Роскошь – это не вызов бедности, это вызов вульгарности.“ —  Коко Шанель
Роскошь – это не вызов бедности, это вызов вульгарности.“ — Коко Шанель

В 1910 году Габриэль Шанель открывает свой первый бутик, где продаются дамские шляпки и куда тут же стекаются все модницы Парижа. Спустя два года, интуитивно предвосхитив расцвет морских курортов, она открывает магазин в Довиле на побережье Ла-Манша.

Через три года она уже выкупит целое здание по адресу улица Камбон, 31 в Париже. В 1921 году Габриэль Шанель представляет свой первый аромат – легендарные духи N°5, перевернувшие устои парфюмерного искусства благодаря своему неповторимому шлейфу и лаконичному дизайну флакона. Спустя 16 лет она лично примет участие в рекламной кампании, посвященной этой смелой и инновационной парфюмерной композиции. В 1932 году Габриэль Шанель выпускает коллекцию Высокого ювелирного искусства Bijoux de Diamants, которая потрясла ювелирный мир, вмиг осознавший, что все, что было в моде ранее, теперь безвозвратно устарело. Тонкое чутье Габриэль Шанель – решительной деловой женщины, которой первой удалось построить собственную компанию международного уровня, – никогда ее не подводило.

„Мода стала шуткой. Дизайнеры забыли, что внутри платья есть женщины. Большинство женщин одеваются для мужчин и хотят, чтобы ими восхищались. Но они также должны быть в состоянии двигаться, сесть в машину, не порвав платья! Одежда должна быть естественной формы.“ —  Коко Шанель
„Мода стала шуткой. Дизайнеры забыли, что внутри платья есть женщины. Большинство женщин одеваются для мужчин и хотят, чтобы ими восхищались. Но они также должны быть в состоянии двигаться, сесть в машину, не порвав платья! Одежда должна быть естественной формы.“ — Коко Шанель

1930 год. Короткая стрижка, брюки и тельняшка... Габриэль Шанель совершенно не похожа на других женщин. И это неудивительно, ведь она всегда все делала иначе. Она любит нежиться в лучах солнца на пляжах острова Лидо в Венеции, где впервые побывала еще в 1920 году в компании Миси Серт. Она ведет активный образ жизни: проводит много времени на свежем воздухе, играет в гольф, катается на лыжах, ходит под парусом, рыбачит... И, конечно же, ездит верхом. Страсть к верховой езде пробудилась в ней в 1906 году, когда она познакомилась с Этьеном Бальсаном, и разгорелась с новой силой после встречи с любовью всей ее жизни Боем Кейпелом, заядлым игроком в поло, а также во время долгих прогулок верхом с герцогом Вестминстерским.

Увлечение верховой ездой вдохновило Габриэль Шанель на создание особого гардероба, заложившего основы спортивного стиля. «Я изобрела спортивный костюм для себя самой; не потому, что другие женщины занимаются спортом, а потому, что это делаю я. Я не выходила из дома в поисках вдохновения для своих моделей, я находила вдохновение именно потому, что выходила из дома, и я стала первой, кто ощутил дыхание эпохи»*.

„Не всякая женщина рождается красивой, но если она не стала такой к 30 годам — она просто напросто глупа.“ —  Коко Шанель
„Не всякая женщина рождается красивой, но если она не стала такой к 30 годам — она просто напросто глупа.“ — Коко Шанель

«Я – единственный вулкан в Оверни, который не погас»*, – часто шутила Габриэль Шанель. Обладая пылким темпераментом, она никому – и особенно мужчинам – не позволяла держать ее в оковах. И в этом один из парадоксов Великой мадемуазель, всегда мечтавшей о большой любви. Независимая в личной жизни, она всегда стремилась оставаться независимой и в своем деле.

Когда Габриэль твердо решила стать модельером, ее возлюбленный Бой Кейпел, поверив в ее талант, одолжил ей необходимую сумму для открытия магазина дамских шляп в Париже в 1910 году и бутика в Довиле в 1912 году. Едва добившись успеха, она тут же вернула ему все до последнего сантима. Никогда ни от кого не зависеть и оставаться свободной, чего бы это ни стоило, – для Габриэль Шанель это было делом принципа, если не сказать инстинктом самосохранения. В стремлении к заветной свободе она приобретает имение Bel Respiro в Гарше, недалеко от Парижа, а затем строит виллу La Pausa в Рокбрюн-Кап-Мартен на Лазурном Берегу. И как не вспомнить о ее знаменитой квартире на улице Камбон, 31 в Париже! «Будь свободной и независимой!» – пожалуй, лучший совет, который она только могла дать женщинам.

„Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть.“ —  Коко Шанель
„Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть.“ — Коко Шанель

«Строгости стиля меня научили художники»*. Муза, меценат, а временами и настоящий Пигмалион, умеющий разглядеть таланты... Художник по костюмам для театра, балета и кино, увлеченная читательница, восхищавшаяся эпохой барокко, византийской и славянской культурой, Габриэль Шанель была знакома со многими видными деятелями искусства того времени. Этот удивительный мир, полный движения и энергии, ей открыла Мися Серт, ее самая близкая подруга. Шанель связывали теплые дружеские отношения с Сергеем Дягилевым, Жаном Кокто, Игорем Стравинским, Сальвадором Дали... Под впечатлением от «Русских сезонов» Дягилева она пожертвовала значительные средства на восстановление его труппы, а позднее работала над созданием костюмов для его балета «Голубой экспресс». По просьбе Кокто, считавшего Шанель «величайшим модельером эпохи», она придумала костюмы для персонажей его пьес «Антигона», «Орфей» и «Царь Эдип». Узнав о финансовых трудностях Стравинского, кутюрье предложила талантливому композитору вместе с семьей переехать к ней на виллу Bel Respiro и в дальнейшем поддерживала все его начинания.

Что касается Дали, в 1938 году Габриэль Шанель более чем на полгода предоставила в распоряжение художника свою виллу La Pausa, где он готовился к выставке, которая прошла годом позже в Нью-Йорке. В числе близких друзей Великой Мадемуазель также были танцор Серж Лифарь, скульптор Жак Липшиц и художник Пабло Пикассо, поэты Пьер Реверди и Макс Жакоб, а также писатель Поль Моран, автор мемуаров «L'Allure de Chanel» и романа «Левис и Ирена», источником вдохновения для которого послужила история любви Габриэль Шанель и Боя Кейпела. «Каким-то непостижимым образом ей удалось преуспеть в мире моды, хотя она и жила по правилам, которые, казалось бы, имеют ценность лишь для художников, музыкантов, поэтов. Она словно укрыла все вокруг невидимой вуалью, наполнив светский шум благородством тишины», – говорил о ней Жан Кокто. Как и ее друзья, чьи имена навсегда останутся в истории искусства, Габриэль Шанель была истинной художницей.

„Люди не умеют жить. Их этому не учат.“ —  Коко Шанель
„Люди не умеют жить. Их этому не учат.“ — Коко Шанель

«Строгости стиля меня научили художники»*. Муза, меценат, а временами и настоящий Пигмалион, умеющий разглядеть таланты... Художник по костюмам для театра, балета и кино, увлеченная читательница, восхищавшаяся эпохой барокко, византийской и славянской культурой, Габриэль Шанель была знакома со многими видными деятелями искусства того времени. Этот удивительный мир, полный движения и энергии, ей открыла Мися Серт, ее самая близкая подруга. Шанель связывали теплые дружеские отношения с Сергеем Дягилевым, Жаном Кокто, Игорем Стравинским, Сальвадором Дали... Под впечатлением от «Русских сезонов» Дягилева она пожертвовала значительные средства на восстановление его труппы, а позднее работала над созданием костюмов для его балета «Голубой экспресс». По просьбе Кокто, считавшего Шанель «величайшим модельером эпохи», она придумала костюмы для персонажей его пьес «Антигона», «Орфей» и «Царь Эдип». Узнав о финансовых трудностях Стравинского, кутюрье предложила талантливому композитору вместе с семьей переехать к ней на виллу Bel Respiro и в дальнейшем поддерживала все его начинания.

Что касается Дали, в 1938 году Габриэль Шанель более чем на полгода предоставила в распоряжение художника свою виллу La Pausa, где он готовился к выставке, которая прошла годом позже в Нью-Йорке. В числе близких друзей Великой Мадемуазель также были танцор Серж Лифарь, скульптор Жак Липшиц и художник Пабло Пикассо, поэты Пьер Реверди и Макс Жакоб, а также писатель Поль Моран, автор мемуаров «L'Allure de Chanel» и романа «Левис и Ирена», источником вдохновения для которого послужила история любви Габриэль Шанель и Боя Кейпела. «Каким-то непостижимым образом ей удалось преуспеть в мире моды, хотя она и жила по правилам, которые, казалось бы, имеют ценность лишь для художников, музыкантов, поэтов. Она словно укрыла все вокруг невидимой вуалью, наполнив светский шум благородством тишины», – говорил о ней Жан Кокто. Как и ее друзья, чьи имена навсегда останутся в истории искусства, Габриэль Шанель была истинной художницей.

„Не бывает некрасивых женщин, бывают ленивые.“ —  Коко Шанель
„Не бывает некрасивых женщин, бывают ленивые.“ — Коко Шанель

При создании своего первого аромата Габриэль Шанель выбирала между несколькими образцами и в итоге отдала предпочтение пятому. На вопрос «Как Вы назовете новую композицию?» она ответила: «Моя коллекция будет представлена 5 мая, в пятый месяц года. Поэтому мы так и назовем его – N°5. И пусть этот номер принесет ему удачу!»*. Теме удачи было посвящено и короткое письмо, которое она однажды получила от Жана Кокто... Именно удачу и благосклонность фортуны призывала она к себе, расставляя на стеклянном журнальном столике в своей квартире на улице Камбон блестящие снопы пшеницы, отлитые в бронзе ювелиром Робером Гуссенсом, и украшая стены гостиной полотнами Сальвадора Дали с изображением ржаных колосьев.

Габриэль Шанель была очень суеверной. Да, она сама вершила свою судьбу, но при этом всегда уделяла большое значение символам. Так, в названии еще одного легендарного аромата – CHANEL N°19 – зашифрована дата ее рождения: 19 августа, и поскольку она родилась под знаком Льва, образ царя зверей присутствовал во многих предметах, которые ее окружали. Лев украшает и интерьеры ее апартаментов на улице Камбон, 31... На протяжении всей своей жизни она также вспоминала звезду, выложенную на полу в аббатстве Обазин, и этот мотив из детства превратится в сияющие бриллиантовые звезды в ее дебютной ювелирной коллекции Bijoux de Diamants 1932 года.

„Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.“ —  Коко Шанель
„Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.“ — Коко Шанель

Габриэль Шанель никогда не боялась экспериментировать. Она переосмысливает общепринятые каноны и стирает гендерные границы, вводя в моду маскулинную женственность. Она заимствует из мужского гардероба твид, превращает трикотаж в один из самых актуальных материалов, создает пляжную пижаму и платья с нарочитым отсутствием талии. Глядя на туалеты своих современниц, она с негодованием восклицает: «Какие ужасные цвета!

Пора переодеть женщин в черное!»* Ее стиль, ее мода, ее личность трансгрессивны. Она загорает на пляже, позволяя морскому бризу играть с ее короткими волосами, или наблюдает за скачками на ипподроме, находя в кожаных куртках жокеев вдохновение для дизайна будущих сумок. Она катается на лыжах, занимается рыбной ловлей, играет в гольф или целыми днями ездит верхом. Ее нисколько не волнуют сплетни окружающих, которые судачат о ее любовных приключениях, осуждая ее независимость и свободу мышления. Трудись не покладая рук и сражайся, чтобы самой вершить свою судьбу и только самой управлять своим делом. В статье «We nominate for the Hall of Fame», опубликованной в июне 1931 года, журнал Vanity Fair напишет о ней: «Габриэль Шанель была первой, кто осмелился приложить принципы модернизма к миру моды. Ее друзья – самые влиятельные мужчины во Франции, у нее сильная деловая хватка, но при этом она обладает огромной человеческой щедростью и проявляет поистине фантастический интерес к искусству». Женщина, которая привыкла во всем быть впереди.

„Я люблю, когда мода выходит на улицу, но я не люблю, когда она оттуда приходит.“ —  Коко Шанель
„Я люблю, когда мода выходит на улицу, но я не люблю, когда она оттуда приходит.“ — Коко Шанель