В своих поездках я очень стараюсь посещать местные провинциальные краеведческие музеи и музейчики. (Увы. Получается не всегда. Нередко наезжаешь на …амбарный замок на музейных дверях. Зачастую, в бывших амбарах и располагающихся). Эти музейчики – как элементы пазла. Количество их посещений в конце концов переходит в некое качество обобщения и анализа. Начинают просматриваться некоторые закономерности и выводы.
Пару лет назад, возвращаясь из путешествия по северам, «сделал крюк», проехал вдоль западного берега Ладожского озера. (Прежде я там не бывал). А после побывал и в Мещёре. Таким образом, за несколько лет поездок набралось пазлов с территории от Баренцева моря на севере до рязанских (мещёрских) пределов на юге. И от финской границы на западе до рек Мезень и Пёза на востоке. И вот в какую картину эти пазлы у меня складываются.
1. Орудия труда, приёмы хозяйствования, инструменты, предметы быта (косы, конская упряжь, ткацкие станки, посуда (в т.ч. деревянная), рыболовные снасти, орудия обработки льна, зерна (в т.ч. мельницы), печи – и т.п.) принципиальных отличий, в пределах выше обозначенной территории, почти не имеют. Примерно одинаковы. Что у финнов на западном берегу Ладоги, что в Кимже на востоке. Что в Кеми и Сегеже на Севере, что в Мещёре на юге. От палеолита и до 20-ого века люди разных регионов и этносов друг у друга учились и полезные наработки и навыки друг у друга перенимали.
2. Принципиальные же, чётко прослеживаемые ( по музейным экспозициям) различия обнаруживаются в народном искусстве, являющемся, в свою очередь, отображением самобытных менталитетов, мировоззрений.
3. В отличие от приёмов хозяйствования, орудий труда, оружия, предметов домашнего обихода, распространяющихся (заимствующихся) меж регионами и этносами по принципу полезности и функциональной пригодности, искусство наоборот, локализуется ареалом обитания носителей соответствующей ментальности. А приверженцами иных мировоззренческих концепций если и перенимаются, то, зачастую, в переосмысленных по-своему, метаморфированных (до неузнаваемости) версиях. (Как, скажем, техника вышивки красным по белому ладожскими финнами и ненцами на востоке, видимо, заимствована у русов. Но сюжеты, изображения у них - свои).
Теперь вернёмся к нашей Гиперборее. Как говорит фольклорный ребе из Жмеренок: «Будем рассуждать»:). Ясно, в общем, что находилась она где-то на Севере. Где же именно?
Троя, к примеру, тысячелетия существовала лишь в преданиях, пока Шлиман не раскопал её остатки. И определил тем самым её местонахождение. Гиперборею раскопать, думаю, вряд ли возможно. Ибо строилась она из дерева. Оно сгнивает без следа. А не деревянные артефакты данного обширного региона не носят бесспорных различий (см. п.1). (Если на них не нанесена соответствующая символика, как, скажем, на керамике).
Определить же местонахождение Гипербореи, думаю, возможно не по особенным её материальным следам, которых, по сути, не сохранилось (Ибо это – цивилизация иных, духовных принципов и путей), а по её культурному, духовному следу. Что я здесь имею в виду:
Я уже много написал на этом канале ранее и опубликовал массу фото образцов прикладного искусства Русского Севера. Прежде всего – вышивки и резьбы по дереву. Их сложные геометрические орнаменты, символика явно несут в себе глубокий сакральный смысл. И – возможно - какую-то зашифрованную, изначально заложенную в них информацию. (Самим вышивальщицам и резчикам, конечно же, не доступную.Так считала и С. Жарникова). Так вот, эту культурную традицию, орнаменталистику, символику я считаю прямым наследием Гипербореи. А она, эта традиция, чётко локалиуется Архангельской и Вологодской областями. (И ещё, упомяну, - Индией). От них (Вологодчины и Архангелогородчины), по убывающей, - традиция прослеживается до среднего течения Пёзы на востоке, до восточных берегов Ладоги на западе, до южных пределов Кольского п-ва на севере и – до Владимиро – Суздальских земель (включительно) на юге. (А самые древние, тридцатитысячелетние гиперборейские символы, знаменитые «прорезные диски», (прообразы «колеса Сансары», до Индии докатившегося) найдены именно во Владимире (Сунгирь) ). За этими пределами влияние гиперборейской культуры - …очень возможно – в древности и имело место быть. Но оно давно утрачено. (Подобно водоёму, усыхающему от краёв к самому своему глубокому месту).
Итак, по культурному, духовному следу Гиперборея локализуется Вололгодчиной, Архангельской областью и восточной Карелией. (До восточного побережья Ладожского озера). Где же находился её духовный, сакральный центр? Думаю, ЭТО - КЕНОЗЕРЬЕ. С его самобытными шатровыми храмами и древними, ещё с ведических времён, священными рощами. Кенозерью я тоже посвятил ряд постов на этом канале. ("Почозёрская Аркона" - один из них).