В обучении есть правила и законы, и они действуют подобно законам физики и химии. Не как законы придуманные и написанные людьми, а как законы естественной науки. Например, законы термодинамики будут действовать всегда, но при соблюдении ряда условий. Закон работает, но есть нюансы.
Так и в обучении. Обучить языку можно любого, но дьявол скрыт в деталях.
Важно понимание того, что есть такое методы обучения, и как они работают, подобная концепция должна быть в голове каждого преподавателя. Коммуникативный метод столь популярный, очевидно, по праву, все же не единственный. Профессионал это понимает и не цепляется за один единственный метод, философия современного преподавания - это все же эклектика, сочетание различных методов, их грамотное и обоснованное комбинирование.
Да, индивидуальные особенности важны. Но важны они для того, чтобы подобрать правильные, подходящие для конкретного студента методы обучения, адекватную интенсивность занятий и правильную группу. Какие индивидуальные особенности имеют значение? Приведем примеры.
- экстраверсия- интроверсия. Важная категоризация из области психологии, разделительным критерием выступает направленность фокуса психической активности. Интроверт сконцентрирован на внутренней жизни, экстраверт направлен во вне. Интроверту в принципе сложно коммуницировать в новой обстановке, нестандартной ситуации даже на родном языке. На интроверта нельзя давить, он может закрыться и толку не будет. Ему надо дать возможность адаптироваться, прежде чем запускать коммуникативный метод на полную катушку. Но как бы это парадоксально ни звучало, заниматься интроверту эффективнее в группе, чем индивидуально. Интроверту необходимо устраивать провокацию коммуникативной деятельности, иначе процесс застопорится.
- Кинестетик- аудиал- визуал- дигитал. Данная категоризация характеризует тип психики, исходя из доминирующего канала восприятия. Кинестетик лучше воспринимает информацию через тактильные ощущения, аудиал- через звук, визуал- через картинку, дигитал рационализирует информацию, ему во всем нужна система. Данные особенности преподаватель должен фиксировать и учитывать в работе.
-типы темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик) важно оценивать и учитывать на стадии формирования группы, определения рекомендуемой длительности и интенсивности занятий. Например, двух очень активных детей не стоит ставить в одну группу. Холерику с флегматиком также будет тяжело, особенно если доминирующие каналы восприятия у них различные.
Профессионал оценит все эти характеристики (что-то с помощью намеренного и открытого тестирования, что-то практически подсознательно и рефлекторно), и выстроит образовательный процесс максимально эффективно для обучающегося.
Я видела примеры (на курсах повышения квалификации преподавателей) практически идеальных уроков с точки зрения реализации именно коммуникативного метода, но я уверена, что толку от этих уроков было ноль. Потому что преподаватель не видел обучающегося, он применял метод, но не видел человека. Он говорит с ребенком на британском английском, а тот лежит под столом, заткнув уши.
Каков основной посыл этого текста. Преподавание - это работа с людьми, прежде всего. Главный на уроке - обучающийся, урок - это не бенефис преподавателя, а также не время для апробации новых технических средств (видела уроки, когда главным действующим лицом занятия является интерактивная доска, все вокруг нее крутится))).
Поэтому профессионал всегда будет корректировать методику работы, соизмеряя ее с конкретным человеком.
И научить можно любого, если вас убеждают в обратном, ищите другого преподавателя. Конечно, подобно тому, как, вероятно, врачам хотелось бы лечить исключительно симпатичных, приятно пахнущих и желательно в целом здоровых людей, так и преподавателям хочется работать с прилежными, дисциплинированными, замотивированными и талантливыми студентами, и желательно знающими английский на уровне не ниже С1.
Но истинный профессионал проявится и вырастет только в работе с категорией, противоположной описанной.
Если статья была интересной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!