Известно, что общие способности ребёнка формируются по мере его развития. Ученые определили, что у дошкольников психическое развитие отличается динамичностью, в этот период происходят существенные изменения в различных сферах психики ребёнка: в развитии личности, общения с окружающими, освоении детской деятельности и познания.
По мнению психологов, главным в развитии является активность самого ребёнка, которая выражается в различных видах деятельности. Важное значение для дошкольника имеют игра и продуктивная деятельность: конструирование, рисование и т.д.
Как выяснилось, есть отдельные моменты, когда ребёнок наиболее склонен к развитию определенных навыков. В дошкольном возрасте формируются образные формы сознания. В этом возрасте ребёнок овладевает образными средствами: сенсорным опытом, различными наглядными моделями и схемами. Он с их помощью учится обобщать свой личный опыт, выделять самые важные стороны в различных ситуациях, создавая осмысленное и свободное отношение к реальности.
Во время познавательной деятельности ребёнок встречается с двумя видами ситуаций:
1) когда ему необходимо определить, осознать основные свойства и отношения действительности. В процессе познавательной активности ребёнок открывает свойства окружающего мира. Главными формами этой деятельности являются наблюдение и экспериментирование.
Во время ознакомления с природными явлениями ребёнок сначала приобретает опыт наблюдения и экспериментирования: к примеру, весной он наблюдает за таянием снега, за тем, как набухают почки на деревьях, а затем распускаются листочки. Вам, родителям, необходимо создать условия для экспериментирования, помочь своему чаду заметить что-то новое в уже знакомом. Затем помогите ему выделить характерные для весны явления и подведите его к обобщению при помощи привычных для него понятий;
2) когда ребёнку необходимо «прожить» полученные впечатления – это опыт прямой оценки действительности и практика личного отношения к ней. Пусть ребёнок, изучая времена года, например, весну, послушает музыку, которая вызовет представления о таянии снега, как бегут ручьи, как щебечут птицы, как начинают летать насекомые, как зеленеет трава, и распускаются первоцветы. При этом дайте дошкольнику возможность выразить свои впечатления, своё отношение к весне с помощью движений, средствами живописи, танца, сказочной символики.
Надо сказать, что у детей имеется две группы способностей:
- способность к обнаружению и моделированию существующих в действительности явлений;
- способность к символьному обозначению отношения человека к реальности.
Выражение таких способностей Вы можете с лёгкостью обнаружить в любом действии своего ребёнка. Например, играя, он изображает взрослого (продавец торгует за прилавком, пожарный тушит огонь или мама заботится о своём малыше) и выражает личное отношение к роли как к определенной жизненной позиции.
Для примера, роль продавца – это проявление коммуникативных способностей, внимательность. В роли мамы выражается доброта и забота, пожарный – это проявление смелости, отваги и т.п.
Такое «символическое» отношение выражается весьма явно, когда дошкольник в игре передает эмоционально важные события, часто показывая радость, горе, страх, победу. Здесь главной становится передача волнений, которые ребёнок связывает с конкретными событиями.
Это действие способствует развитию детского воображения, как особой способности, в которой используются символические, метафорические формы отражения действительности. В воображении конкретизируются создаваемые образы, происходит их «оживление», и это приводит к ценным творческим проявлениям, важным в художественном творчестве.
Продуктивное воображение может иметь разный уровень развития.
В воображении, как в структурном процессе, можно выделить два этапа:
1) возникновение общей идеи творческого задания;
2) составление плана реализации этой идеи.
Первый этап реализуется с помощью образов определенного строения. Так, ребёнок 3–5 лет использует некоторые элементы реальности – отдельный признак предмета, который становится основной частью нового образа. Например, предложите ребёнку дорисовать круг, и он изобразит солнце или бублик, то есть круг станет центральной фигурой, вокруг которой будет достраиваться образ.
В 6–7 лет ребёнок начинает пользоваться образом, сформированным по принципу «включения»: он отталкивается от отдельных реальных признаков, но они в новом образе являются второстепенными, становятся его частью. К примеру, тот же круг дошкольник может посчитать горошинкой на платье девочки, что, конечно же, является второстепенной деталью рисунка.
Второй этап – составление плана реализации творческой идеи – реализуется собственными средствами, из которых самым важным является слово. Ребёнок планирует при помощи речи следующий этап своей деятельности или её результат. Для плана можно использовать наглядную модель, которую часто применяют дети разных возрастных групп.
Исследования показали, что уровень развития продуктивного воображения можно повысить специально организованным обучением. Например, покажите ребёнку схематичное изображение человека с помощью кружочков и палочек. Предложите дополнить его. Пока он достраивает образ, Вы задавайте наводящие вопросы: «Кто это будет?», «Что у него в руках?», «Как он будет одет?». С помощью таких занятий ребёнок начнёт строить в воображении образы, отталкиваясь от схематических представлений.
Развитие способностей ребёнка – это достаточно обширный вопрос, поэтому невозможно осветить его в одной статье. Об этапах развития воображения ребёнка расскажу в следующих публикациях.