Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

По следам казанской трагедии. И в современной школе есть место подвигу

Молодая российская учительница английского языка Эльвира Игнатьева ценой своей жизни спасла от пуль, по крайней мере, одного ученика. Чудовищная трагедия в казанской школе и мужественный поступок человека заставили в очередной раз обратиться к теме современного образования и личности педагога в нем.

В последние годы стало обыденным делом ругать школу, учителей. Обвинять их в том, в чем нет их вины: в проделках учеников во внешкольное время, в перегруженности программы, низком качестве учебников, недостаточном финансировании учебных заведений. На педагогов взвалили дополнительные обязанности и ограничили их в правах. Современный учитель стал всем кругом обязанным наемным работником, рядовым исполнителем воли как непосредственного руководства, так нередко и самих детей, их родителей. В России пошли еще дальше (вернее сказать, пали еще ниже): по сути, там сделали образование сферой услуг, а учителя, соответственно, обслуживающим персоналом.

Педагог давно перестал быть одним из наиболее безусловно уважаемых членов общества, образцом для подражания, эталоном нравственности, выполняющим главнейшую задачу воспитания и обучения подрастающего поколения, задачу производства — в широком смысле слова — самого человека. Однако в эту далеко не престижную профессию идут не только те, кто не смог никуда больше поступить, кроме как в педвуз. Ее выбирают и те, кто является учителем по призванию. Для них обучение детей становится смыслом жизни, высокой целью.

Именно они выходят вперед в минуту опасности, когда нет времени на раздумье. В этот момент человек действует исходя из своих жизненных принципов – защищать слабого, помогать нуждающемуся. Как ни калечит профессию учителя современное общество, как ни искажает его высокое призвание, остаются люди, которые несут в себе идеальный образ педагога. И они есть везде.

Такова, с одной стороны, безрадостная, а с другой — сулящая надежду на лучшее ситуация в системе образования в Беларуси и в России. Плохо ли, хорошо ли, но система работает. И здесь, как мы убедились на примере трагедии в Казани, есть учителя, готовые на подвиг.

Президент России Владимир Путин поручил наградить учителей и сотрудников гимназии в Казани.

Государственным образованием в белорусских школах охвачено подавляющее большинство наших детей. В том числе детей тех, кто не так давно оскорблял и терроризировал педагогов из-за их якобы участия в фальсификации результатов выборов в прошлом году. Не идеализируя всех учителей (среди них немало тех, кому не место в школе!) и нашу избирательную систему, хотелось бы заметить, что некоторая часть белорусского общества попыталась огульно заклеймить позором школу и педагогов, объявив их едва ли не главными пособниками «диктаторского режима».

Хоть, может быть, кому-то и надоела тема августовских событий 2020-го, приходится вновь и вновь к ней возвращаться. Не только потому, что упомянутые события были чрезвычайными в истории нашей страны после 1991 года, но и потому, что их последствия сказываются до сих пор — они так или иначе проявляются в обществе. У некоторых наших граждан все еще сохраняется искаженное, навязанное извне понимание произошедшего, что порождает в них ненависть, злость, обиду и ведет к непониманию другой части общества. Люди, оглянитесь! Обдумайте все еще раз и осознайте, кто же на самом деле вам враг, а кто друг или хотя бы союзник.

Надежда Саблина

Автор фото: фото из открытых источников