Найти в Дзене
История нашего мира 2.0

Женский вопрос

XIV век. Государство Хулагидов

Если подсчитать сколько всего разного (и хорошего и плохого) в истории сотворили женщины, то для того чтобы представить что мужчины сотворили из-за женщин, первое число нужно увеличить на пару порядков. Вот один из таких случаев.

Когда в 1317 году умер правитель государства Хулагидов ильхан Мухаммад Худабанда Улджайту (1), на трон взошел его 12-летний сын Абу-Саид (2).

Реальная же власть в государстве оказалась в руках эмира Чубана.

Он успешно справлялся с делами, а его могущество возросло настолько, что в 1321 году эмир Чубан осмелился взять одной из своих жен царевну Сати-Бек, близкую родственницу Чингизида Абу- Саида.

В 1323 году главным везирем государства стал Ходжа Рокн-уд-Дин Саини, преданный лично эмиру Чубану.

В том же 1323 году эмир Чубан выдал свою дочь Багдад-хатун, знаменитую своей красотой, замуж за эмира Шейх-Хасана, сына могущественного эмира Хусейна, сына Ак-Буки.

Казалось, эмир Чубан был на вершине своего могущества.

Но так случилось, что в 1324 году ильхан Абу Саид, которому как раз исполнился 21 год увидел Багдад-хатун и влюбился в нее.

Действуя по Ясе Чингиз-хана, где сказано: «если Хан потребует к себе какую-нибудь женщину, то муж, разведясь с нею, должен отослать ее к хану», Абу-Саид отправил своего посланца к эмиру Чубану, и известил его о своем намерении.

Эмир Чубан в ответ нагрубил посланцу ильхана.

Абу Саид смолчал.

Но эмир Чубан на этом не успокоился. Он отослал Шейх-Хасана с Багдад-Хатун зимовать в Карабаг, а Абу Саида увез в Багдад, считая, что чем дальше ильхан будет от предмета своей любви, тем быстрее забудет ее.

Однако эмир Чубан допустил сразу две ошибки. Первая. Он посчитал, что чем дальше Абу Саид будет от Багдад-хатун тем быстрее забудет ее. Получилось все наоборот.

Второе. Он был уверен в преданности везиря Ходжа Рокн-уд-Дин Саини, а тот предал эмира Чубана и написал на него пространный донос Абу Саиду.

Эмира Чубана спасло лишь то, что его сын Димешк-Ходжа, входивший в ближайшее окружение Абу Саида, предупредил отца о доносе.

Эмир Чубан не медля нашел повод уехать в Султанийю, прихватив с собой везиря Саини, чтобы воздать ему за его неблагодарность. Немного позднее везиря убили по приказу эмира Чубана.

После отъезда эмира Чубана всеми делами государства при Абу Саиде постепенно стал заправлять Димешк-Ходжа, чем сильно уязвил Абу Саида.

К концу 1326 года Абу Саид был угнетен своим бессилием перед семейством эмира Чубана, однако вскоре из придворных сделал ему подарок.

Придворный сообщил Абу Саиду, что Димешк-Ходжа находится в связи с одною из наложниц покойного отца Абу Саида. За сыном эмира Чубана установили слежку.

В начале 1327 года Абу Саиду донесли, что Димешк-Ходжа отбыл к городу Султанийа, в одной из крепостей которого проживала его любовница. Абу Саид послал Миср-Ходжу и Аги Лулу с отрядом воинов убить Димешк-Ходжу.

Но те опоздали.

Чтобы выманить Димешк-Ходжу из крепости, в которой тот предавался наслаждениям, распустили слухи, что якобы в Хорасане в битве пал эмир Чубан и его ближайшие сподвижники. Этувесть донесли до Димешк-Ходжи. Последний, встревоженный гибелью отца, покинул крепость, имея всего 10 воинов охраны, попал в засаду и был убит.

Абу Саид немедленно разослал по государству указ, в котором приказывал убить эмира Чубана и перебить всех его родственников.

Но если на территории Ирака и части Ирана указа исполнили, что в Хорасане местные эмиры выступили против Абу Саида на стороне эмира Чубана.

Эмир Чубан собрал 70.000 армию и выступил с ней на Багдад. Абу Саид со своими сторонниками пошел против эмира Чубана.

-2

В местности Куга, когда между враждующими армиями оставался один переход, эмиры Мохаммед Дженджик и Ник-Руз предали эмира Чубана и увели 30.000 всадников к Абу Саиду.

Эмир Чубан вместо того, что смело устремиться в битву, решил начать отступление. В результате этого поддерживавшие его эмиры разуверились в своем лидере, и начали дружно разбегаться.

Тогда эмир Чубан бежал в Герат, к Мелик Гийас-ад-Дину Курту, некогда облагодетельствованному эмиром. Желая угодить Абу Саиду, Мелик Гийас-ад-Дин убил эмира Чубана и Джеллад-Хана, его сына от Сати-Бек.

Сам же отправился в Карабаг, где в те дни зимовал Абу Саид, рассчитывая на большую награду, но жестоко просчитался.

Когда он прибыл в Карабаг, там уже всем, в том числе и мужем, распоряжалась Бегдад-хатун, что вышла замуж за Абу Саида.

Мелик Гийас-ад-Дин не солоно хлебавши отправился к себе в Герат, а тела эмира Чубана и его сына Джеллад-Хана были доставлены в Медину и там преданы земле.

И стоило эмиру Чубану заваривать всю эту кашу, если его дочь Багдад-хатун все равно в конце концов стала женой Абу Саида?

----------------------------------------------------------------------------------------------

Смотри также: Мужья где-то гуляют - а чем мы хуже?

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам