Осторожно, далее идут спойлеры!
Хоть финал «Дьявола в деталях» и сильно уступает финалу «Семь» Финчера по накалу и эмоциональности, но сцена, где персонажи Малека и Лето остаются одни посреди пустого поля, снята довольно изобретательно. По сути здесь мы наблюдаем поединок двух умов, детектив Джим Бакстер считает, что перед ним убийца, а Альберт Спарма просто играет с полицейским – ему очевидно нравится дурить людям голову, вероятно, так он чувствует свое превосходство над ними. И раз это поединок, то и снят он соответствующе, а именно в лучших традициях вестернов.
Бакстер стоит прямо напротив Спармы, будто оба они сейчас разом выхватят пистолеты из кобуры и начнут стрелять. Но пистолет есть только у детектива, а оружием Спармы является не пистолет, а его острый язык. Правда, в этой же сцене персонаж Лето приставит к голове детектива изображаемый рукой пистолет и выстрелит, показывая тем самым, что именно он победил в этом поединке. Пусть даже и ценой собственной жизни.
Ну а теперь вернемся к герою Вашингтона, Джо Дикону. На примере двух расследований (и их печальных итогов): что он вел, будучи еще детективом, и что помогал раскрыть своему молодому коллеге Бакстеру – режиссер фильма доводит до зрителя главную мысль, что история склонна повторяться. Причина этому – остающаяся неизменной человеческая природа. А значит убийства будут всегда, и с этим ничего не поделать, но более того, виновные далеко не всегда понесут справедливое наказание за совершенные преступления.
На эту мысль нам намекают уже практически с самого начала картины, в разговоре Дикона и Бакстера перед входом на место преступления. Ли Хэнкок также использует повторяющиеся образы, чтобы создать соответствующий мотив: крест на горе, появляющийся в начале и конце фильма, а также красная заколка и красная от крови пуля.
Тема религии всплывает в фильме не просто так, в одной из сцен камера мимолетом выхватывает картину Франса Шварца «Агония в саду» (1898). На ней изображен Иисус, молящийся в Гефсиманском саду сразу после Тайной вечери. В этот момент он испытывает всепоглощающую печаль прямо перед осознанием того, что апостолы предадут его. Вероятно, так же ощущает себя и Джо Дикон (в чьей квартире и висит картина), который посвятил свою жизнь борьбе с преступностью, а в итоге сам по случайности лишил жизни невинную девушку.
Поэтому не удивительно, что Дикон не задумываясь прикрывает спину молодого и перспективного детектива, а также подстраивает все так, чтобы тот думал, что убил маньяка. По воле Дикона, Бакстера ждет блаженное неведение, которого были лишены и Дикон, и Иисус с картины немецкого художника.
***
Дорогие читатели, если Вы хотите, чтобы эту публикацию увидело больше людей, поставьте ей лайк. А также не забудьте подписаться на канал или читайте меня в Телеграме. Спасибо!