«Зима близко», - приговаривают бастарды Вестероса, живущие в захватывающей выдуманной реальности, в которой специалист видит хвосты и уши вполне натуральной европейской истории. «Кризис близко», - вещают эксперты всех мастей, плоть от плоти завораживающей теории финансово-экономической реальности, в которой торчат хвосты и уши нашего будничного земного бытия. Крутанём ручки чудо-машины, сыграем в бисер, и задействуем в нашей игре Михаила Леонидовича Хазина, разрешения не спросивши, но со всем уважением.
Итак, в исходных для игры заменим экономику на метеорологию, и пусть всё наше действо происходит в условном Вестеросе, где не прекращаются игры престолов, хотя от описанных Мартином событий прошли века и тысячелетия, то ли в одну, то ли в другую сторону. В принципе, запросто можно бы обойтись и без этого, достаточно предположить, что СМИ и вся государственная машина способны в короткие сроки так задурманить головы жителям мегаполисов, что те просто забудут о естественных циклах времён года.
Но пусть уж будет Вестерос, где лето пришло так давно, что кажется уже вечным. А про зиму помнят только то, что она когда-то была, а если и придёт, то не по законам природы, а потому что какие-нибудь ходоки притащат, Петров и Баширов, например, или кто-то себя плохо вёл, Петров и Баширов, опять же, например.
Метеорология в Вестеросе с определённых пор уже не столько наука, сколько политическое дело и искусство пропаганды. Лето ведь давно. Были заморозки, куда же без них, ливни всякие, циклоны, с океана шторма какие-то прилетали холодные, а иногда и иссушающие жаркие. Но в целом – лето.
И официальные метеорологи сошлись на том, что пока правящий дом стоит, лето будет, и отрицать это нельзя. Вся система обрядов и ритуалов, исполнения правосудия, идеология, образ жизни и скрепы, всё стоит на триединстве: правящий дом прав, правота обеспечивает лето, лето – лучшая и единственная естественная среда обитания человечества. А в холоде живут варвары и недостойные.
И всех в Вестеросе, от мала до велика, непрерывно волнуют вопросы метеорологии. И каждый норовит в этом всём разобраться. А нужды народа должны быть выполнены, поэтому из каждого волшебного черного зеркала непрерывно льются новости метеорологии.
«Солнечный ветер в последнюю 37 часов создаёт определённое напряжение магнитного поля, однако это воздействие компенсировалось разрежённостью гравитационных процессов в квадратуре Марса и Нептуна. В то же время наблюдатели отмечают положительную динамику в перигелии Венеры, и прогнозируют, что отклонения от декадной нормы температуры стремятся к балансировке, из чего делают вывод: кратковременные похолодания, вызванные предыдущим перегревом атмосферы за счет военных учений и цикличного забоя крупного рогатого скота, а так же перемещений белок и лунной лихорадки, сократившей популяцию комаров, подходят к концу. Погода стабилизируется, в ближайшую декаду будет возможность вновь возобновить пляжный сезон. Лето, хвала властелинам вселенной, продолжается».
С вожделением смотрит вестеросец на милых и строгих дев, произносящих так много умных слов про метеорологию своими прекрасными голосами. Потом они, эти еще одетые девы, зовут в свидетели серьёзных мужчин, которые подтверждают, что всё так, и, хвала властелинам вселенной, лето продолжается. Девы улыбаются, а довольные вестеросцы, погруженные в свои заботы и грёзы, идут заниматься посевной. Что посеешь, как говорится, то и пожнёшь.
Но не единодушен Вестерос, встречаются на его просторах те, кто всё еще твердит по маргинальной привычке: «Зима близко». Одни, конечно, просто по психическим показаниям всегда бормочут апокалиптические прогнозы, другие – просто злую долю кляня. Третьи за деньги стараются доказать, что зима будет в отдельно взятом графстве, потому что властелинов не слушают. Да много их всяких, но возьмем, например, сэра Хазина.
Этот метеоролог заявляет, что знает, и даже помнит, как после лета приходит осень, потом неминуема зима, а следом будет весна, и снова лето, а потом снова осень. Говорит, что учился у магистров старой школы, с помощью которых овладел навыками наблюдений за окружающей средой и даже составлением календарей. И по календарю сейчас осень. Возможно, будет бабье лето, солнечные деньки еще постоят, но всё равно – это осень, за которой придёт зима. Зима!
Ну вот как такое понимать? И главное, как комментировать? Такой есть вариант: зима, это когда земля налетит на небесную ось, ну то есть кранты полные. На полном серьёзе обсуждается вариант, что приход зимы означает переворот земной плоскости таким образом, что кто был внизу, станет вверху. Иные предлагают незамедлительно начинать резню. Много всякого вокруг этого самого «зима близко» наворочено, да даже интереснее и занимательнее и Хазина, и всех других признанных и непризнанных метеорологов. Например, что третий глаз откроется, и то ли появится племя людей с пёсьими головами, то ли люди преобразятся в псов под воздействием перигелия Венеры. Много интересного и занимательного.
А Хазин, скучно так, разъясняет. Мол, небесная ось останется на месте, чем бы она ни была, и пёсьих голов не будет, и никакого переворота плоскости, потому что Земля – круглая. А просто изменятся условия существования, понадобятся дополнительные ресурсы на обогрев, новые расходы. А добыча привычных ресурсов станет затруднена. Например, сейчас воду раз, и зачерпнул, а зимой придется лёд ломать, или специальные колодцы делать. Говорит, что в связи с холодами возникнет новая инфраструктура регионального жизнеобеспечения. Про властелинов вселенной тоже что-то говорит, но это вестеросцев интересует меньше, чем погода. Ну, и за отдельные деньги предлагается узнать, что же конкретно делать, когда зима приходит.
Крутанём еще ручки чудо-машины, и вот уже снова мы на Земле, и в фокусе внимания – экономика. Экономист Хазин не пророк, но если сопоставить, что он говорит, с открытыми данными из вполне даже официальных источников, просто взглянуть на них отсекая навязчивые трактовки, то всё сходится, календарь точен, кризис не просто будет, он идёт, кое-где уже снег выпал на периферии.
Но кризис - не конец света, не революция. Будут меняться условия, они станут жестче, с ресурсами станет сложнее. От этого и прочие изменения. Революции – это уже про систему ценностей, которая может под давлением условий поменяться, а скорее – нет. Но это никакие экономисты в расчет не берут. Это уже не зима, не смена сезонов, это астероид и Везувий, ледники и смерть динозавров.
И про СССР не надо, по состоянию на 1917 год будущая модель нигде не была описана. Если и произойдет что-то подобное, то это вообще вне всех календарей и прогнозов. А по календарям и прогнозам у нас просто кризис, но – глобальный. Будет какая-то новая модель, будет, видимо, новый технологический уклад, а может, напротив, определенная стагнация. Но люди останутся прежними. А с прежними людьми, в целом, и мир останется прежним. После зимы будет весна, когда-нибудь потом, потом снова лето, и снова осень. Всё в тех же домах, и в тех же одеждах, в тех же заботах, и на тех же перекрёстках.
Только я всё же думаю, что грядёт нечто большее, чем просто кризис. Я всё ещё верю в людей.
P.S.: На месте Михаила Хазина здесь мог быть и кто-нибудь другой, и в несколько другом контексте. Но был упомянут именно он, потому что буквально незадолго до я прослушал очередной ролик с участием этого уважаемого метеоролога. Со всем почтением
Все иллюстрации оз открытых источников сети Интернет