Дафна Бавельер — французско-американский учёный-когнитивист. Она специализируется на изучении пластичности мозга, то есть способности мозга формировать новые нейронные сети. В частности, её интересует то, какое влияние на этот процесс оказывают видеоигры. Дафна также сооснователь медицинской компании Akili Interactive, которая занимается созданием терапевтических видеоигр. Одна из них — под названием EndeavorRx — уже была одобрена американским Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов для лечения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В своём выступлении на конференции TED она разоблачает наиболее распространённые мифы о вреде компьютерных играх. Видеоверсия с озвучкой скоро появится ТУТ!
ДАФНА БАВЕЛЬЕР: Когда речь заходит о видеоиграх, многие из вас начинают думать о детях. И это правильно. 90% детей играют в игры. Но, будем честны, когда дети уже в постели, кто сидит за Playstation? Большинство из вас. Средний возраст геймера — 33 года, а не 8. И собственно если мы взглянем на демографический прогноз, окажется, что геймеры завтрашнего дня — это пожилые люди. Видеоигры проникли во все сферы жизни общества. Они точно здесь надолго. Они оказывают огромное влияние на нашу повседневную жизнь. Посмотрите на статистику, опубликованную Activision. Через месяц после выхода игры Call of Duty: Black Ops игроки во всём мире наиграли в неё 68 000 лет. Никто бы из вас, наверное, не возражал, если бы всё это время было потрачено на линейную алгебру? Так что мы в лаборатории задаёмся вопросом: «Как можно использовать эту силу?»
Вернёмся немного назад. Я знаю, многие из вас сталкивались с ситуацией, когда вы возвращаетесь домой и видите, как ваши дети играют вот в такие игры (на экране демонстрируются кадры из Call of Duty: Black Ops — Игразарт). Цель игры в том, чтобы убить врага, зомби или плохих парней, пока они не убили тебя. И я уверена, что у многих из вас возникла мысль: «Ну что же ты? Не можешь заняться чем-нибудь более развивающим, чем стрельбой по зомби?». А теперь сравните эту импульсивную реакцию с тем, что бы вы подумали, если бы застали вашу дочь за игрой в Судоку, или сына — за чтением Шекспира. Большинство родителей посчитали бы, что это здорово. Я не говорю, что играть в игры целыми днями полезно для здоровья. Это не так, а излишества всегда вредны. Но я считаю, что в разумных дозах, как раз та игра, которую я показала вам в начале, то есть шутер, в котором много экшена, оказывает мощный и позитивный эффект на большое количество различных аспектов нашего поведения.
И недели не проходит, чтобы в СМИ не появилось заголовка о пользе и вреде игр. Вас ими забрасывают. Я бы хотела отставить в сторону эти пятничные вечерние разговоры за барной стойкой, и предложить вам зайти в лабораторию. В лаборатории мы напрямую в числах измеряем влияние видеоигр на мозг. Я приведу ряд примеров из нашей работы. Первое утверждение — о нём вы все наверняка слышали — гласит, что, если ты слишком много времени проводишь за экраном, это ухудшает твоё зрение. Эту утверждение. Возможно, среди вас есть эксперты в этой области. Мы же знаем, как проверить это утверждение. Мы можем зайти в лабораторию и узнать, насколько хорошее у вас зрение.
Так вот, у людей, которые не играют в экшн-игры, которые не проводят много времени перед экраном, зрение колеблется в пределах нормы. Это хорошо. Есть же и те, кто играет в видеоигры 5, 10, 15 часов в неделю и, согласно утверждению, их зрение должно быть очень плохим, верно? Так вот, представьте, у них очень, очень хорошее зрение. Оно у них лучше, чем у тех, кто не играет в игры. И оно лучше в двух аспектах: они способны распознавать маленькие детали, например, могут прочесть то, что написано мелким шрифтом на рецепте, и не использовать для этого лупу. Они делают это с помощью глаз. Также их зрение лучше с точки зрения способности распознавать различные оттенки серого. Представьте, что вы едете в тумане. От этой способности будет зависеть, увидите ли вы машину перед собой и сможет избежать столкновения, или же попадёте в аварию. Мы используем эти исследования для разработки игр для пациентов с плохим зрением, игр, способных натренировать их мозг, чтобы они видели лучше. Так что время, проведённое за экшн-играми, не ухудшает ваше зрение.
Ещё одно утверждение, которое, я думаю, вы все слышали. Видеоигры приводят к проблемам со вниманием и ухудшает способность сосредотачиваться. Хорошо, мы знаем, как измерить внимание в лаборатории.
<…>
Мы можем использовать томографические снимки для того, чтобы понять, как видеоигра влияет на мозг. И мы видим большое количество изменений, но главные — это изменения в нейросетях мозга, которые управляют вниманием. Одна из частей — теменная кора, которая отвечает за направление внимания. Другая — лобная доля, контролирующая поддержание внимания, и ещё одна — передняя поясная кора, которая контролирует то, как мы выделяем и регулируем внимание, а также выявляем противоречивую информацию. Когда мы проводим томографию мозга, мы видим, что все три части более эффективны у людей, которые играют в экшн-игры. Это приводит к довольно неожиданному выводу о технологиях и мозге. Вы все знаете про многозадачность. Вы все грешили тем, что выполняли несколько дел одновременно за рулём автомобиля. Вы едете, поднимаете телефон. Плохая идея. Очень плохая идея.
Почему? Потому что, когда вы переводите своё внимание на сотовый телефон, вы не сможете быстро отреагировать на поломку машины перед вами, так что вероятностью того, что вы попадёте в автокатастрофу, увеличивается. Мы можем проверить эти навыки в лаборатории. Мы, конечно же, не просим людей ездить, а потом смотрим, сколько у них было аварий. Это бы стоило больших жертв. Но мы создаём задания на компьютере, с помощью которых мы с точностью до миллисекунды можем определить, насколько хорошо люди переключаются с одного занятия на другое. Когда мы это делаем, мы видим, что люди, которые много играют в экшн-игры, в этом очень хороши. Они очень быстро переключаются, без промедлений. Это требует у них минимальных усилий.
<…>
Влияние видеоигр на мозг схоже с тем влиянием, которое на наше здоровье оказывает вино. Есть примеры злоупотребления вином. Есть примеры и злоупотребления видеоиграми. Но в разумных дозах и в правильном возрасте, вино может быть очень полезным для здоровья. В красном вине нашли особые молекулы, которые продлевают жизнь. Также и в видеоиграх есть ряд компонентов, которые очень сильно влияют на пластичность мозга, способность к обучению, внимательность, зрение и прочее. Поэтому нам нужно понять, что это за активные компоненты, чтобы потом использовать их для создания образовательных игр или игр для реабилитации пациентов. И мы работаем над этим.
<…>
Люди приходят в лабораторию, они выполняют упражнения, после чего мы заставляем их 10 часов играть в экшн-игры. Не 10 часов подряд, а короткими сессиями по 40 минут, пару дней в неделю в течение двух недель. После того, как они закончат тренироваться, они приходят обратно, и мы даём им схожее упражнение. Это исследование моего коллеги из Торонто. Оно показало, что изначально подопытные показывают соответствующие своему возрасту результаты. После двух недель тренировок в экшн-играх, их результаты улучшаются. И прогресс заметен даже через 5 месяцев тренировок. Это очень важно. Почему? Потому что, как я вам уже сказала, мы хотим использовать эти игры для образования и реабилитации. В таком случае нам нужно добиваться долговременных эффектов.
Сейчас, некоторые из вас, наверное, думают: «Так чего же ты ждёшь? Почему бы не выпустить на рынок игру, которая будет полезна для развития внимания у моей бабушки и которая при этом ей действительно понравится? Или игру для восстановления зрения у моего внука, страдающего, к примеру, амблиопией?» Мы работаем над этим, но вот в чём трудность. Есть такие учёные-когнитивисты как я, которые начинают понимать, что в играх есть полезные компоненты, оказывающий положительный эффект. Эту часть уравнения я назову брокколи. А есть индустрия цифровых развлечений, которая очень искусно придумывает продукты, перед которыми очень тяжело устоять. Это шоколадная сторона уравнения.
Наша задача — соединить эти стороны. Но — как и в случае с едой — кто захочет есть брокколи, покрытое шоколадом? Никто. И у вас, когда вы брали образовательную игру, наверняка было это ощущение, что она не такая уж и весёлая, и увлекательная. Поэтому нам нужен новый сорт шоколада. Сорт шоколада, перед которым трудно устоять, в него хочется играть, но в котором есть все те компоненты, хорошие компоненты, изъятые из брокколи, которые невозможно распознать, но они продолжают влиять на ваш мозг. И мы работаем над этим, но для этого учёные-когнитивисты, а также люди, работающие в индустрии цифровых развлечений и издатели, должны объединить усилия. Каждый день эти люди друг с другом не встречаются. Но это можно организовать, и мы на правильном пути. Я хотела бы оставить вас с этой мыслью. Спасибо за внимание.
__________________________________________________________________________________________
А на этом всё. Подписывайся на канал. Переводы интервью и выступлений об играх (в том числе с озвучкой), я буду публиковать регулярно. Также я выкладываю обзоры с необычными игровыми новинками недели. И не забывай: иногда нажатие кнопки — это не просто нажатие кнопки. Приятного вечера!