Друзья, это третья часть сказки "Красота без пестроты". Начало можно найти по ссылке...
Матрёна
– Деда, а это кто?!
– Это самая старшая в семье, зовут Матрёна.
– А корова у неё почему?
– Коли корова во дворе, так и еда на столе, – дед Матвей призадумался, представил бескрайнее цветущее поле.
Потом он Матрёну в руке покрутил, тяжело вздохнул и продолжил:
– Это случилось во время войны, тогда всех и каждого голодом морило…
Семья Охапкиных по соседству с нашей избушкой жили. У Матрёны Ивановны своих детишек пятеро было, да случилась так, что ей ещё семерых пташек бедой прибило.
В десяти верстах от нашей Смородки у Матрёны сестра Зоя Ивановна с мужем Никитой в деревне Ручьи домишко срубили.
Понятное дело в те года все мужики на фронт уходили. Вот и решила Матрёна сестру навестить, тяжело, мол, одной-то хозяйство вести.
Матрёна своих киселём накормила, хлеба да репы взяла и в Ручьи поспешила. Тут надо сказать, что на дворе месяц февраль – метели выли.
Прибежала Матрёна к Зое, а у них холодина (дом не топлен, на окнах изморозь, по углам да половицам иней). Ну Матрёна и взбеленилась: «Зоя, что же ты ребёнков морозишь?! Так ведь все до однёхонького простынут!»
А в ответ никто не отвечает. Дети прячутся, будто волчата, к стенкам жмутся, скулят, выглядывают из-за перегородки дощатой. А глазёнки-то у всех чёрные, зарёванные, от голода полуслепые. Волосёнки на головушках засаленные, грязные, вшивые. Животы вздутые, ручки-ножки худые. А самый маленький стоит босиком в одной рубашонке посреди горницы и голосит: «Мамка под лёд провалилась – утопла! Тятю на войне убило!»
«Боже! Боже! Боже! – Матрёна руками всплеснула. – Куда ж вас мои дитятки милые?! Куда обездоленные? Мои вы кровинушки, солнышки, сиротинушки! Пойдёмте, бедняжки к тётке жить, личики-то у бедных осунулись, рубашки-то у вас просвечивают! Пойдёмте, горюны-горемыки сердечные!»
Малого мальчонку на руки подхватила, в скатерть со стола запеленала, шубу распахнула, обогреть к себе прижала. «А-а-ааа! – колыбельную малышу запела. – Не плачь моё дитятко, всё позади. Тётушка вас не бросит – боль, печаль от заиньки моего уходи...»
Всех семерых забрала да домой в Смородинку привела. Только и дома-то у себя кормить их было нечем. Двенадцать галчат попробуй-ка такую ораву прокорми! С Божьей помощью дотянули до весны.
Матрёна денно и нощно заступницу Богородицу молила. Сжалилась над страдальцами Дева Мария – послала деткам родительницу всех коров, повелительницу заливных лугов дойную бурёнку Анастасию.
Корова вышла из леса: рожищи большие, глаза лиловые, статная, стройная, во лбу звёздочка горит, на шее позолоченное ботало громко звенит!
«Му-у-у! – корова им вдруг говорит. – Буду! Буду я вас молоком поить! Буду сметаной и маслом кормить! Только меня нужно с лаской доить, нужно меня, как родную любить!»
С первой зелёной травой ребятишки её в поля выводили. Целыми днями пасли и сами серпами на будущее косили. Сено на целую зиму корове заготовляли.
«Аськ! Аськ! Аськ!» – то и дело любимицу окликали.
Одним словом любили её! А то как же? Если корову не накормить, то и молока не надоить.
Аська взамен любви щедро молоком Матрёниных птенцов поила, всех до одного пострелёнка на ноги поставила, до богатырской стати каждого мальчонку выкормила.
Внучка Ксюша, когда историю выслушала, даже всплакнула немножко, но слёз не показала, быстро глаза рукавом обмахнула.
– Бабушка, дедушка, я эту куколку Матрёну пуще всех беречь буду! И бурёнку Аську подоить не забуду!
У бабушки Анисьи от воспоминаний тоже непрошеные слёзы появились, она их краем платка вытерла и дедушкиной сказке подивилась – вот ведь как окаянный про её братавьёв и маму правдиво рассказал!
Продолжение сказки Красота без пестроты здесь
Веселые рассказы из цикла "Истории о чём-то важном, или счастье не в колбасе"
Сказка-быль Михайло Ломоносов здесь