Найти тему
Белая роза

"Алхимическая свадьба Христиана Розенкрейца". Восьмой этаж и Воскресение

Иоганн Валентин Андреа (1586 — 1654) — немецкий теолог, писатель, математик, алхимик. Автор «Алхимической Свадьбы Христиана Розенкрейца»
Иоганн Валентин Андреа (1586 — 1654) — немецкий теолог, писатель, математик, алхимик. Автор «Алхимической Свадьбы Христиана Розенкрейца»

Каждому ищущему, философски настроенному человеку совершенно ясно, что в «Алхимической Свадьбе Христиана Розенкрейца» Валентина Андреа нас пытаются подвести к пониманию, что мы есть нечто большее, чем физическая машина с мыслительными способностями и соответствующим сознанием. Путь Христиана Розенкрейца может был пройден всеми его последователями.

Считается, что духовный рост имеет семь аспектов. В Книге Бытия мироздание описано как семидневное творение, и Апокалипсис совершается в семи символических картинах. И всюду мы читаем, что жизненные циклы миров и человечества совершаются в течение семи космических периодов осуществляя процессы возрождения, расцвета и увядания.

Алхимическая Свадьба содержит много примеров семеричного развития. Семь раз веревка опускается для человечества, чтобы вытянуть его из земной башни; кандидат своим весом должен противостоять семи взвешиваниям; семь кораблей с семью огнями, символизирующих семь страстей, пересекают озеро. Все эти события происходят в течение семи дней и ночей.

То есть семь уроков должно быть выучено, семь направлений должно быть пройдено, семь добродетелей должно быть познано, семь качеств должно быть приобретено.

Первоначально, семь дней Христиана Розенкрейца означают развитие через семь планов микрокосмоса, ведущее к воскрешению нового человеческого существа.

Это волнующее путешествие в открытие внутри себя незнакомых палат королевского замка микрокосма, от подземелья — к самым высоким комнатам в башне.

Для всех людей это путешествие может привести к возвращению, которому нет конца.

Мы попробуем в этой статье прикоснуться к самому загадочному – восьмому дню этого повествования.

На седьмой день, день завершения, празднуется королевская свадьба. Христиан Розенкрейц и его компаньоны становятся рыцарями золотого камня.

Союз мужчины и женщины как союз Солнца и Луны. Алхимический символ брака
Союз мужчины и женщины как союз Солнца и Луны. Алхимический символ брака

И вот наступает восьмой день…

Уже после сожжения синей птицы на шестом этаже башни Олимпа история принимает неожиданный поворот. Вместо получения награды за проделанную работу и разрешения подняться на седьмой этаж, брат Розенкрейц и три его компаньона подвергаясь насмешкам и поруганию со стороны служанки и, сопровождаемые какофонией, исполняемой странными музыкантами на рожках, были выставлены за дверь. Куда вела эта дверь, для остальных осталось тайной. Мы же последуем за ними.

Естественно, Христиан Розенкрейц в отчаянии. Что же он сделал не так? Однако вскоре все обернулось наоборот. Только дверь захлопнулась за ним, музыканты повели их по винтовой лестнице мимо седьмого этажа, в пространство под самой крышей. Там они вошли в скрытую комнату в башенке на восьмом этаже, где их уже ожидали. Старец, которого они никогда прежде не видели, сердечно встретил их. Он стоял около небольшой печки. Тут появилась служанка с ларчиком, в котором был пепел синей птицы. Она высыпала пепел в сосуд и вновь наполнила ларчик другим веществом. Затем поднесла его кандидатам, которые остались, на седьмом этаже, чтобы «пустить туман им в глаза», как она сказала.

Повинуясь Старцу, четверо компаньонов смешивали пепел с приготовленной заранее водой и нагрели полученное жидкое тесто. После чего они залили его в две формочки, заготовленные на этом этаже.

Восьмой этаж имеет особую форму. Его внутреннее строение состоит из семи полусфер, центральная из которых находится выше, чем другие и имеет небольшое круглое отверстие на самом верху. Оно закрыто, и никто, кроме брата Розенкрейца, не замечает его. Восемь— это число Сатурна, который замыкает старую планетарную схему нашей солнечной системы. Вот почему говорится о вратах Сатурна. Числа от 1 до 7 составляют самодостаточный цикл, «полноту» или «совершенство». С числа 8 начинается новый цикл, высшей октавы.

В Алхимической Свадьбе восьмой этаж представляет ворота в мир одухотворенной души. Для четырех избранных это поле воскресения, вход в поле изначального человека. Но почему путь сюда проходит по тайной винтовой лестнице, минуя седьмой этаж?

Картина Роберта Гонсалеса (1959-2017 гг.) — канадского художника, работающего в стиле магического реализма-сюрреализма.
Картина Роберта Гонсалеса (1959-2017 гг.) — канадского художника, работающего в стиле магического реализма-сюрреализма.

Седьмой этаж и винтовая лестница

Пока залитые формы охлаждались, брат Розенкрейц преуспел в подсматривании за событиями на седьмом этаже через отверстие в полу. Там служанка дала кандидатам специальное вещество из ларчика с пеплом, чтобы они могли начать свой труд. Собравшиеся изо всех сил старались получить золото, но чуть не испустили последний дух, раздувая огонь.

Можно рассматривать башню Олимпа с ее семью этажами как змеиный огонь и семь его чакр. Огонь сознания горит в спинальном столбе. Поэтому говорится, что кандидаты забираются «через дырку в потолке», что символически обозначает позвонки, полые внутри. Седьмая чакра расположена в верхней части святилища головы, там, где находится шишковидная железа. В этом королевском органе человека находится сознание. Над шишковидной железой царит один из полюсов монады — дух. Изначальный человек представлял собой одно целое с духом, который входил в змеиный огонь через шишковидную железу, имея беспрепятственный вход и выход через нее, и обеспечивал всю систему человека энергией и жизненными силами.

Такая возможность была утрачена, первичный змеиный огонь уничтожен. Прежнее единство сердца (души) и головы (духа) в человеке было разрушено, и связь между монадой и шишковидной железой прекратилась. Между ними возникла глубокая бездна, и с тех пор дух не имел прямого доступа к сознанию.

Эта история символически описана в «Алхимической свадьбе». Один из компаньонов, как бы упорно они ни старались раздуть огонь, горящий на седьмом этаже, не мог достичь восьмого этажа обычным путем — в этом повествовании через дырку в потолке. Седьмой этаж символизирует шишковидную железу, восьмой этаж — монаду духовного поля. Такая связь может осуществиться через потайную дверь на винтовую лестницу, минующую седьмой этаж. Это кажется странным...

Голландский философ Ян ван Рэйкенборг (Ян Ван Рэйкенборг Алхимическая Свадьба Христиана Розенкрейца (Часть 2)) рассказывает об этой лестнице: «Эта лестница символизирует связь между сердечной и самой верхней, связанной с шишковидной железой, чакрами. Когда рождается душа и семь огней светильника горят в гармонии и единстве, возникает контакт эфирного света между сердцем и головой буквально и материально. Это соединение не имеет анатомической составляющей, будучи образованным на ментальном и чувственном уровне с помощью отражающего и светового эфиров, обладающих особым спиральным движением. Вот почему говорится о винтовой лестнице.»

Впервые главный герой пошел по этой новой дуге вверх через змеиный огонь на четвертый день. В тот раз он шел не через башню, а через замок. Его вела леди Алхимия. Она привела его в верхнюю комнату, где ему позволено было увидеть три королевских пары и магический алтарь. Но он не мог остаться там и делать что-то, поскольку его развитие не позволяло этого. Когда они пошли вниз, дверь была закрыта за ними на засов.

В этой истории синяя птица — символ души. После ее самопожертвования дверь становится видимой для четырех компаньонов. Снова они проходят через дверь легко и быстро. В рассказе говорится о группе музыкантов, которая буквально выдувает кандидатов через дверь. Затем они поднимаются по крутой лестнице на восьмой этаж, в новое пространство шишковидной железы, где Старец и первоначальные образы нового человека уже ожидают их.

Старец не удивляется их приходу и, по-видимому, знает, что требуется для продолжения процесса. Кто такой Старец и в чем его задача? Мы уже встречали его по ходу повествования. Когда группа истинных алхимиков плывет на остров Олимп, к ним на маленьком золотом судне приближаются Старец и служители в белых одеждах. Это страж, который с самого начала наблюдает за всем, что происходит в башне.

Старец не является выдумкой автора. Это духовный образ истинного «прошлого». Мы уже слышали о нем в видении персонажа библейской Книги Пророка Даниила (Ветхий завет): «Видел я наконец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями; одеяние на нем было бело как снег, и волосы головы его — как чистая волна... В дополнение было сказано: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхих дней и подведен был к нему... И Ему дана власть, слава и царство...»

Мудрец это архетип человеческого воплощения... Понятие «мудрец» пришло из Азии. «Не забывайте о Старце, который сияет в сердце и видит все...» Мудрецу этому уже миллион лет, и в коллективном сознании человечества он охраняет вечные законы, связанные с сознанием и подсознанием.

Современный Розенкрейц также указывает на значение «Мудреца» и приводит цитату из универсального учения: «Нельзя увидеть дух, пока душа не предстанет перед Ветхими днями».

После этих объяснений становится ясно, кого встретит Христиан Розенкрейц и его компаньоны на восьмом этаже башни Олимпа: это величайший священник величайшего Бога, один из тех, от кого Иисус Христос получил свою силу, и кто был еще до Авраама.

Ян ван Рэйкенборг говорит о нем: «Итак, все определяется божественной добродетелью, что содержится внутри триединства, троицы: Отца, Матери и Сына; короля, королевы и Христиана Розенкрейца... С абстрактной точки зрения, эта троица представляет великий божественный единый первоначальный план творения, тот великий первоначальный принцип, который Каббала называет Святым Старцем, или «Ветхим днями». Так, если кто отправляется на. остров в форме правильного квадрата в качестве кандидата гностических мистерий, то он испытает столкновение со служителем и его помощниками в башне. Другими словами, он встретит божественное триединство, которое сотворит троицу, объединив три принципа в кандидате в один.»

Иоганн Валентин Андреа указывает на завершение инициации в своем повествовании намеком: «Когда оп уразумел наш страх, то чуть живот не надорвал от смеха. Ведь мы восприняли такую великую удачу как поражение. ««Теперь, дети мои», — сказал он, — поймите, что человеку не дано знать, сколь благ замысел Господа о нем». И с этим трудно не согласится.

Алхимическая лаборатория (гравюра XV в.)
Алхимическая лаборатория (гравюра XV в.)

Воскресение королевской четы

Старец также является стражем первоначального образа божественной личности человека, который находится на восьмом этаже, символизирующем вечность. В повествовании говорится о двух литейных формах. Праматерия заливается в обе эти формы. Она изготовлена четырьмя кандидатами из пепла синей птицы и «подготовленной воды», нагретой затем на огне.

Когда четверо в конце концов получают разрешение открыть формы, «они видят два таких прекрасных, светлых, почти прозрачных изваяния, каких не видывал дотоле глаз человеческий, младенцев мужского и женского пола, ростом не более четырех дюймов... Двух ангельских младенцев возложили мы прежде на атласные подушки и долго на них смотрели, пока совсем не одурели от сего утонченного зрелища».

Далее описывается, как Христиан Розенкрейц кормил двух младенцев кровью синей птицы. Они стали еще более красивыми и выросли до размеров взрослых, но своей жизни еще не имели.

Старец, кто по своей внутренней сути представляет древнее знание о единстве духа, души и тела, теперь занимается подготовкой вхождения духа-души в тела новой королевской четы. Только один человек может видеть и постигать эту последнюю стадию алхимического процесса: Христиан Розенкрейц. Только он мог наблюдать, каким образом дух-душа, как поток пламени, низвергалась через отверстие в седьмой куполе крыши в широкую часть трубы, приставленной к губам еще безжизненной королевской четы. Остальные пять кандидатов позволили ввести себя в заблуждение второстепенными вещами, с помощью «трюка с огнем», и не увидели, что произошло на самом деле. Главный герой говорит об этом: «Мои компаньоны смотрели на королевскую чету, но я размышлял о другом.» О чем он думал?

Когда он спал в первую ночь, будучи заключенным в глубоком колодце, трубы и барабаны гремели, оповещая, что спасение близко. Труба была зовущим и пробуждающим аспектом. Это Зов изначального Братства. Таким образом, звук трубы связан с мощной манифестацией духа в человеке и во всем творении. Ее звучание напрямую связало с мистерией воскресения. То, что происходило во время алхимической работы на восьмом этаже башни Олимпа, похоже на звук трубы, как она звучала в колодце.

Источник: Магический транслятор Мэнли П. Холла. Коллекция алхимических рукописей
Источник: Магический транслятор Мэнли П. Холла. Коллекция алхимических рукописей

Животворящий дух

Мы опять возвращаемся к королевской чете. С помощью священной Крови синей птицы-души они полностью выросли и стали невыразимо прекрасными. Но новая жизнь в них еще не пробудилась. Старец подносит трубу к губам лежащих, как будто дует в нее. Затем поджигает зеленую материю, обмотанную вокруг трубы. В этот момент поток огня, словно молния, низвергается через открывшееся отверстие в потолке и входит в тело. Так метафорически показан огненный принцип души, который входит в новое тело и пробуждает его к жизни.

Не, странно ли это? Не должен ли этот процесс развиваться противоположным образом: Из дыры в потолке спускается труба, ее раструб направлен вниз, затем звук трубы запускает жизнь в телах…

Но… тела, лежащие на столе — это уже новые тела божественного изначального человека. Изначальный человек — это образ Бога, его предназначение — дуть в трубу, чтобы пробудить изначальную субстанцию к жизни. Он — Бог в эмбриональном состоянии, животворящий дух.

Теперь здесь, в поле воскресения, наступает время возрождения. Вот почему одухотворенная душа возвращается тем же самым путем. Тело притягивает ее через звуковое отверстие трубы, как магнит. Апостол Павел предсказывал это: «Первый человек Адам становится живым существом, последний Адам становится животворящим духом.»

В нашем повествовании это пророчество сбывается в башенной комнатке на восьмом этаже.

После того, как дух входит в Короля и Королеву, духовная сила Старца начинает циркулировать в телах при помощи горящих труб. Ожившая пара после отдыха облачается с помощью служанки в прекрасные одеяния, словно сделанные из хрусталя (утонченная эфирная структура новых тел).

Затем повествование приближается к концу. Компания спускается по винтовой лестнице через все врата и стражу на корабль. Из этого мы можем заключить, что новая связь между сердечной чакрой и шишковидной железой полностью установлена. Все энергии могут беспрепятственно подниматься и опускаться, и выполнять свою задачу в системе.

Так завершается работа Христиана Розенкрейца и его компаньонов в башне. Воскресение нового человека, алхимическое соединение духа, души и тела, становится фактом.

Группа истинных алхимиков, работавшая на седьмом этаже, возглавляемая Алхимией, собирается на совместную вечернюю трапезу. Затем они должны будут вновь вернуться в замок. Там они станут рыцарями золотого камня.

Внутренняя лестница лютеранской церкви Святых Петра и Павла (Санкт-Петербург)
Внутренняя лестница лютеранской церкви Святых Петра и Павла (Санкт-Петербург)

Новое назначение (вместо послесловия)

Христиан Розенкрейц желает только одного: чтобы ему было позволено всегда быть вблизи короля. Однако он получает задание стать стражем ворот, далеко от короля и вновь прибывших в замок. Поскольку он особым образом связан с Венерой, с Любовью, его задача — служить человечеству с ее силой и открыть врата для нее. Это печалит его, потому что, как кажется, это отдаляет его от короля, от Духа. Истинное значение этого эпизода становится ясно ночью. Во сне он видит, что вернулся домой, потому что исполнение его назначения устанавливает связь между духом, или королем, душой, или королевой и телом, или стражем ворот.

На этом история обрывается, и сообщается, что он, автор этих строк, вернулся домой.