Найти тему

Первомай 1960. Черный день метеорологов из ЦРУ

Шестьдесят один год назад, 1 мая 1960 года с авиабазы в пакистанском Пешаваре поднялся в воздух самолет – разведчик Lockheed U-2, с задачей провести воздушную разведку территории СССР с посадкой на базе НАТО в Норвегии.

План полета. Фото из  открытых источников
План полета. Фото из открытых источников

Самолет пилотировал пилот Центрального разведывательного управления США капитан Френсис Гэри Пауэрс (Francis Gary Powers).

-2

Самолет U-2, носящий неофициальное прозвище «Dragon Lady», был принят на вооружение в 1956 году и на тот момент считался неуязвимым: высота полета составляла более двадцати километров.

«Dragon Lady» в полете
«Dragon Lady» в полете

Основное вооружение самолета составляла уникальная фотокамера, в которой было почти два километра пленки и она позволяла снять полосу местности длиной 150 километров и шириной три километра.

Кабина самолета U-2
Кабина самолета U-2

Именно с помощью этого самолета и этой фотокамеры 5 августа 1957 года американской разведке удалось установить точное расположение космодрома Байконур.

Шпионское фото Байконура
Шпионское фото Байконура

Всего до 1 мая 1960 года самолеты U-2 совершили 24 разведывательных полетов за четыре года.

Но в этот раз что то пошло не так.

Началось с того, что при пересечении Государственной границы СССР, несмотря на высоту полета, самолет был обнаружен пограничным нарядом заставы «Кокуль» в составе рядовых Георгия Курмачева и Нумаджона Хамдамова.

Фото- С. Софьина. Фотоснимок  страницы  газеты "Коммунист Таджикистана" , май 1960 года
Фото- С. Софьина. Фотоснимок страницы газеты "Коммунист Таджикистана" , май 1960 года

Они несли службу на горе Ходжа –Баркас, напротив впадения реки Кокча в Пяндж – ориентир для Пауэрся для пересечения границы.

Место пересечения  Границы
Место пересечения Границы

После доклада наряда по паролю Воздух в действие пришли силы и средства ПВО.

  • В 1993-1994 году автору довелось командовать этой заставой, чем он безмерно гордится.
Пограничный наряд на горе Ходжа-Баркас, наши дни.
Пограничный наряд на горе Ходжа-Баркас, наши дни.

Пограничники Г. Курмачев и Н. Хамдамов были награждены медалями «За отличие в охране Государственной Границы».

После обнаружения самолета и фиксации факта нарушения границы самолет вели средства ПВО.

Однако существующие тогда системы не позволяли ни сбить его, ни перехватить самолетами.

За исключением одного – новой зенитной системы С-75. О том, что ее приняли на вооружение и о ее тактико –технических характеристиках американцы не знали и считали, что полет полностью безопасен.

И, когда Пауэрс долетел до Свердловска, наступила развязка.

В районе Свердловска было развернуто несколько дивизионов С- 75. Однако, не до конца веря в возможности зенитной системы, командование ПВО приняло решение поднять в воздух перехватчики. Пара МиГ-19, капитан Айвазян и старший лейтенант Сафронов.

Кроме того, было принято решение поднять на перехват новейший по тем временам перехватчик Су- 9 (Т-3) капитана Ментюкова, который осуществлял перегон самолета с завода в часть. Самолет не имел вооружения и капитан Ментюков прекрасно понимал, что единственный способ сбить нарушителя – таран, билет в один конец. Тем не менее, он вышел на перехват.

Откровенно говоря, в воздухе тогда царила полная неразбериха.

-9

Самолет Ментюкова имел старый код распознавания свой-чужой, поэтому за ним охотились и ракетчики и пара Айвазян – Сафронов.

Было произведено несколько пусков ракет С-75. Расчетом под командованием майора Воронова было выпущены ракеты вдогонку U-2, одна из которых, как считается и сбила самолет – разведчик.

Майор Воронов
Майор Воронов

Но после этого было произведено еще несколько пусков, в результате которых был сбит МиГ-19 старшего лейтенанта Сафронова, который при этом погиб.

Старший лейтенант Сергей Сафронов
Старший лейтенант Сергей Сафронов

А самолет Пауэрса упал в районе деревни Поварня, а сам пилот , спустившись на парашюте, был взят в плен местными крестьянами.

Обломки "птички" Пауэрса
Обломки "птички" Пауэрса

В полной уверенности, что пилот погиб, Госдепартамент США заявил, что это был самолет метеорологической разведки и что он просто заблудился.

Он и должен был погибнуть. Помимо яда, который ему выдали на случай непредвиденных обстоятельств, катапультная система U-2 была доработана взрывным устройством, которое должно было сработать при попытке катапультирования и убить пилота.

Часть  экипировки пилота
Часть экипировки пилота

Пауэрса спасло то, что от взрыва самолет разрушился и его просто выкинуло из кабины.

Тем большим шоком для наших нынешних партнеров стало предъявление советской стороной обломков самолета, шпионской аппаратуры и самого пилота.

Пауэрс после задержания
Пауэрс после задержания

Исследователь – метеоролог был упакован по высшему разряду для изучения верхних слоев атмосферы.

Снаряжение "метеоролога".  Глушитель на пистоле -явно для  того, чтобы атмосферное давление мерить
Снаряжение "метеоролога". Глушитель на пистоле -явно для того, чтобы атмосферное давление мерить

Потом был суд, открытый. Приезжали жена Пауэрса, Барбара и его родители.

Пауэрс на суде
Пауэрс на суде

И приговор, на удивление мягкий – десять лет лишения свободы, с отбыванием первых трех лет в тюрьме. Наверное, учли его полное сотрудничество со следствием и полное раскаяние.

Снимок газеты тех лет с приговором
Снимок газеты тех лет с приговором

Сидел Пауэрс во Владимирском централе, а в 1962 году его обменяли на нашего разведчика Вильяма Генриховича Фишера (полковник Абель), который, в отличии от своего заокеанского коллеги таки и не признался в работе на советскую разведку и получил свои 32 года заключения.

Френсис Гэри Пауэрс и Рудольф Генрихович Фишер
Френсис Гэри Пауэрс и Рудольф Генрихович Фишер

Их обменяли на знаменитом Мосту шпионов в Западном Берлине, сцена обмена даже вошла в фильм «Мёртвый сезон»

"Мост шпионов"  в Западном Берлине
"Мост шпионов" в Западном Берлине

По возвращению в США на Пауэрса пытались повесить всех собак, его заслушивали на Комиссии Конгресса, но ничего не получилось.

Несколько лет он работал испытателем на фирме «Локхид», дослужился до полковника.

В 1972 году он стал работать пилотом вертолета в телевизионной компании KNBC-TV в Лос-Анджелесе.

ПИлот телекомпании KNBC-TV
ПИлот телекомпании KNBC-TV

Первого августа 1977 года Френсис Гэри Пауэрс погиб в авиакатастрофе вместе с оператором компании Джорджем Спирсом, возвращаясь со съемок лесных пожаров в Санта- Барбаре.

У него кончилось горючее и он стал садиться на режиме авторотации. В последний момент он заметил детей, играющих в этом районе, и направил вертолёт в другое место, чтобы предотвратить их гибель. Если бы не это отклонение в последнюю секунду, он мог бы благополучно приземлиться.

Похоронен Френсис Гэри Пауэрс на Арлингтонском мемориальном кладбище

В декабре 2017 года его сын, тоже Френсис Гэри Пауэрс, приезжал в Екатеринбург, посетив местный музей и место падения самолета отца. Говорят, остался впечатлен.

Сын Пауэрса в музее в Екатеринбурге
Сын Пауэрса в музее в Екатеринбурге
Пауэрсу тогда повезло – он не погиб при поражении своего самолета, в отличии от коллеги, майора Рудольфа Андерсона, который был сбит 27 октября 1962 года при выполнении разведывательного полета над Кубой расчетом С-75 майора И. Герченова.
Майор Рудольф Андерсон
Майор Рудольф Андерсон

После сбития Пауэрса полеты разведывательных самолетов США над территорией СССР прекратились.

Памяти старшего лейтенанта Сергея Сафронова и капитана UCAF Френсиса Г. Пауэрса посвящается...

Всем добра.

Остальные публикации канала.

По местным правилам от количества лайков зависит количество показов статьи в ленте, следовательно больше людей её увидит

При копировании статьи на других ресурсах прошу указывать ссылку на оригинал.