Сегодня мы поговорим о самом распространенном электровозе переменного тока , электровозе серии ВЛ80с.
Этой статьей я хочу начать большую серию рассказов о советских и российских локомотивах-не много про их историю и современность, подкрепив материал историческими и современными снимками из моей коллекции, а большинство снимков публикуется впервые!
Электровозов серии ВЛ80с был развитием серии ВЛ80т, приспособленным к работе по Системе Многих Единиц (СМЕ) в четыре секции, а немного позже и в три секции с управлением из одной кабины. Электровозов ВЛ80с по последним данным выпущено 2746 электровоза, а на базе электровоза ВЛ80с сделали модернизированный ВЛ80см, которых было выпущено 4 штуки (3001-3004) и хотя только самый последний, номер 3004 обозначался ВЛ80см, всё-таки все четыре электровоза серии можно считать ВЛ80см (потому что все они отличались от ВЛ80с не только совершенно иным кузовом каждой секции но и некоторыми другими деталями, так-же появился кондиционер).
У электровозов ВЛ80с была масса прозвищ и таких распространенных, как "Выльник", "Восьмидесятка", "Эска" и до таких экзотических, как "Аврора" и "Ракета", а также других прозвищ (которой я лично не слышал поэтому и приводить не буду).
Электровозы ВЛ80с строились на НЭВЗе (Новочеркасском электровозостроительный заводе), некоторые электрические приборы и устройства завод получал от иных заводов. Со временем электрификация Советского Союза, а позже и России стремительно развивалась, электровозов требовалось все больше и больше на переменном токе, кое-где части железных дорог переводились с постоянного на переменный ток и серия ВЛ80с была чрезвычайно востребована!
Два первых экземпляра ВЛ80с с номерами 001 и 002 выпустили в 1979 году, а вообще электровоз производился с 1979 по 1995 год и последний номер, насколько известно автору был 2762 плюс 4 электровоза ВЛ80см с номерами от 3001 до 3004 (как продолжение серии с модернизацией). О ВЛ80см поговорим отдельно, а сейчас давайте посмотрим в данный момент на каких дорогах и в каких депо(ТЧЭ) трудятся эти электровозы? Данные на 1 мая 2021 года.
- Горьковская ЖД: всего 390 (в работе 330)
- ТЧЭ-9 Лянгасово-123 (в работе 111)
- ТЧЭ-16 Красноуфимск-267 (в работе 219)
- Западно-Сибирская ЖД: всего-204 (в работе 198)
- ТЧЭ-10 Карасук-204 (в работе 198)
- Красноярская ЖД: всего-120 (в работе 113)
- ТЧЭ-7 Абакан-II: всего 9 (в работе 8)
- ТЧЭ-3 Иланская: всего 106 (в работе 100)
- Бородинское ПТУ (ОАО СУЭК-Красноярск): всего 5 (в работе 5)
- Московская ЖД: всего 44 (в работе 32)
- ТЧЭ-46 Брянск-II: всего 23 (в работе 15)
- ТЧЭ-41 Вязьма-Сортировочная: всего 21 (в работе 17)
- Приволжская ЖД: всего 311 (в работе 286)
- ТЧЭ-7 Петров Вал: всего 311 (в работе 286)
- Октябрьская ЖД: всего 1 (в работе 0)
- ТЧЭ-5 Кандалакша: всего 1 (в работе 0)
- Северо-Кавказская ЖД: всего 213 (в работе 199)
- ТЧЭ-6 Батайск: всего 125 (в работе 119)
- ТЧЭ-11 Тимашевская: всего 79 (в работе 73)
- ТЧЭ-14 Сальск: всего 9 (в работе 7)
- Южно-Уральская ЖД: всего 104 (в работе 94)
- ТЧЭ-5 Карталы: всего 104 (в работе 94)
- Юго-Восточная ЖД: всего 485 (в работе 458)
- ТЧЭ-4 Лиски-Узловая: всего 485 (в работе 458)
- Северная ЖД: всего 356 (в работе 326)
- ТЧЭ-6 Буй: всего 50 (в работе 50)
- ТЧЭ-11 Лоста (Вологда): всего 306 (в работе 276)
- Восточно-Сибирская ЖД: всего 7 (в работе 6)
- ТЧЭ-2 Нижнеудинск: всего 5 (в работе 5)
- ТЧЭ-5 Иркутск-Сорт.: всего 2 (в работе 1)
- Так-же электровозами ВЛ80с владеют частные компании:
- ООО «Л-Транс»: всего 6 (в работе 6)
- ЗАО «НефтеТрансСервис»: всего 9 (в работе 8)
Электровозы ВЛ80с трудятся так-же в Белорусии, Украине, Казахстане и Узбекистане. В Росии же всего 2250 электровоза ВЛ80с, из них в работе на 1 мая 2021 года-2056 электровозов.
Всего же электровозы ВЛ80с работают на: Юго-Восточной, Горьковской, Северной, Приволжской, Северо-Кавказской, Западно-Сибирской, Красноярской, Южно-Уральской, Московской, Восточно-Сибирской и Октябрьской дорогах, а так-же у частных владельцев, таких, как ООО «Л-Транс», ЗАО «НефтеТрансСервис» и других.
Существует так-же несколько экземпляров ВЛ80с (по идее 3ВЛ80с), у которых средняя секция лишилась в результате модернизации электровоза кабины у средней секции и "обзавелась" проходом на её месте. Теперь лок-бригада имеет возможность в пути, без остановки локомотива устранять мелкие неисправности (напомню-при работе в 3 и 4 секции обычно у ВЛ80с нет возможности у лок-бригады пройти сквозь весь электровоз и требуется остановка поезда, чтобы попасть с 3-ю секцию или второй электровоз).
Сейчас в дополнение в электровозам ВЛ80с, а далее и на замену им (ВЛ80с ещё, напомню очень не мало на сети РЖД, 2056 шт. только в работе) делают электровозы 2ЭС5К, 3ЭС5К и 4ЭС5К (в будущем они заменят и другие серии электровозов переменного тока, такие, как ВЛ80Р, ВЛ85 и т.д.)
На этом пока всё! В статье использованы как свои наработки, так и информация из открытых источников. Отдельная благодарность Дмитрию Верёвкину, приславшему мне в конце 90-х информацию по выпуску электровозов в СССР!
Если тема интересна, пишите, лайкайте-материалов собрал много, будет и продолжение!