Найти в Дзене
Канал блондинки Юси

Я не могла дышать, но мыслила ясно. И в то мгновение, когда поняла, что это - всё, подумала о Боге. Осознала: Он есть. Он здесь

Оглавление

В один из удивительных теплых дней прямо на улице ко мне подошла незнакомая старушка, и подарила яичко… красно-коричневого цвета! Это сейчас цветной скорлупой никого не удивишь, а тогда курицы неслись исключительно белыми яйцами, поэтому подарок показался совершенно чудесным. «Христос Воскресе!» - почему-то сказала женщина. А я в ответ растерянно кивнула: «Спасибо».

У нас в стране Пасху не очень-то жалуют – так уж повелось с советских времен, когда веру старались не допускать до народа. Сейчас, конечно, отношение к церкви изменилось, однако главный праздник православных - Воскресение Христово в государстве так и не признали. Всенародных торжеств не устраивают, добавочных выходных не назначают: не Новый год, обойдемся, и так на уик-энд попадает.

Впрочем, на все эти официальные заморочки лично мне плевать с высокой елки. Есть в календаре или нет – неважно, #Пасха - мой самый любимый праздник. Потому что благодаря ему коренным образом изменилась моя жизнь.

Благая весть от приятеля

Первый раз я услышала о Боге в 1980-м, когда мне исполнилось пять. Скорее всего, для ребенка, родившегося в атеистическом государстве – слишком рано. Действующих церквей тогда в стране практически не было, космонавты уже десяток раз слетали в космос и никого там не обнаружили, а граждане СССР твердо верили: религия – опиум для народа.

Именно поэтому происшедшее со мной я считаю чудом и сейчас: в тот день, болтаясь во дворе, мы с подружкой обнаружили в куче палой листвы крестик.

Я и сейчас хорошо помню его. Кажется, крест был самодельным: две перекладины, а на них – тщедушная выпуклая фигурка. Раскинувший руки Незнакомец выглядел так, словно силится обнять весь мир.

Некоторое время мы задумчиво взирали на «украшение». Мне понравился крест, нравился и человек на нем, но детский разум улавливал в находке какой-то подвох. Что-то зловещее мнилось в позе незнакомца, в том, как бессильно склонил он голову на грудь.

Сомнения разрешил страшно умный второклассник Серега, подошедший взглянуть, что там «нарыла» мелюзга.

- Дак это ж Исус Христос, - важно объяснил пацан. – Бабка говорила, был он хорошим человеком, а потом его разбойники поймали, отвезли в горы и повесили-распяли на кресте.

Думать о Боге было нельзя. Но я почему-то все равно думала... 1982 г
Думать о Боге было нельзя. Но я почему-то все равно думала... 1982 г

Благая Весть, преподнесенная в таком вот искаженном виде, потрясла меня до глубины души. Я вообще была страшно жалостливым ребенком и рыдала даже, когда в кино расстреливали каких-нибудь фашистов. А тут – хороший человек…

Короче, кто взял себе тот крестик, я теперь уже и не вспомню. Но знание о «добром Исусе», казненном злодеями-недоумками, осталось со мной навсегда.

Бог есть?

А еще через какое-то время выяснилось: есть на свете люди, верящие, что тот самый казненный Иисус – Господь Бог.

Сразу скажу – все три вышеупомянутых слова для меня абсолютно ничего не значили. Просто идиомы: шел, споткнулся, почти упал, выругался: «О, господи!» Или задают тебе дурацкий вопрос, а ты в ответ «бог знает». Вот и все понятия.

А тут, представьте, внезапно оказывается, что Бог – мыслящее существо. Справедливое, но доброе вроде Деда Мороза, при этом создавшее весь мир и живущее на небе. Да по сравнению с этим даже дедушка Ленин «м е р т вый, но вечно живой» нервно курит в углу.

Необходимо было срочно во всем разобраться, поэтому я отправилась к маме. Педагог-физик по профессии, завуч по должности и коммунист по убеждениям, та сразу расставила все точки над «I». «Если бы #Бог существовал, на Земле бы не было войн», - сказала она. И это был железный аргумент. Так что мне ничего не оставалось – только принять информацию. А спустя пару недель наступила Пасха.

Небо весны

То бишь, Пасхи, конечно, случались и раньше – но прежде я их не идентифицировала. Тут же все пошло по-другому: в кулинарии неподалеку от дома обнаружились странные красивые пироги. На ценнике значилось «Кулич Майский» и я, хоть ты тресни, понять не могла что же есть этот самый загадочный «кулич».

Дорога домой после Пасхальной службы 2019 года. Солнце играет...
Дорога домой после Пасхальной службы 2019 года. Солнце играет...

А в один из удивительных теплых дней прямо на улице ко мне подошла незнакомая старушка, и подарила яичко… красно-коричневого цвета! Это сейчас цветной скорлупой никого не удивишь, а тогда курицы неслись исключительно белыми яйцами, поэтому подарок показался совершенно чудесным. «Христос Воскресе!» - почему-то сказала женщина. А я в ответ растерянно кивнула: «Спасибо».

В этот же день произошло еще одно необыкновенное событие: бабушка моей подруги Катьки (сто лет ее не видела – нас разлучила Припять) забыла закрыть на ключ дверь в свою комнату. Мы мечтали попасть туда уже очень давно, а тут – как на заказ – спаленка стояла приоткрытой. Конечно, Катька и я тут же сунулись туда. И первой, что там увидели – оказалась икона Божьей Матери. В окладе, потемневшем от времени, ярко освещенная апрельским солнцем, дева Мария ласково глядела на нас. А в окно лилась бесконечная синь небес.

И тут я поняла, что весна наконец-то наступила…

Молитва варвара

Это ощущение весны возникало у меня, лишь только заходила речь о Боге. Нет, как честный октябренок, после – пионер, я прекрасно знала, что «сказки про Христа» - выдумка богатеев, а человек и вовсе произошел от обезьяны. Нас последовательно приучали к мысли, что жизнь конечна, а смерть – навсегда.

К счастью, тогда, в годы общего безверия, мне не пришлось получить опыта у м и р а ния кого-то из близких. Потому атеизм казался не таким уж и страшным: гражданская п а н ихида, венки, все дела…

Это теперь я понимаю – поколение, взращенное на той идеологии – было поколением мучеников. Ведь, как можно продолжать жить, осознавая, что любимый тобой человек ушел в ничто, стал прахом? Никак. Вот и я старалась об этом не думать.

Тут мне 16. Ветер в голове. И не только)
Тут мне 16. Ветер в голове. И не только)

А когда мне исполнилось пятнадцать, в городе открылся маленький храм.

Не знаю, что за переворот случился в моей голове, но буквально через неделю-две я заявила родителям, что хочу покреститься. А мама – на тот момент уже вовсе не атеистка – ответила отказом. «Ведёшься на моду, - сказала она. – Но вера – дело серьезное. До нее еще нужно вырасти».

В результате, я успокоила себя тем, что купила в церковной лавке нательный крестик. И стала носить его просто так, решив, что теперь я немножечко ближе к Богу.

Возможно, так и случилось. Потому что у меня вдруг возникла насущная потребность в молитве. Конечно, эти беседы с Господом были ужасно примитивными и практически полностью состояли из просьб. Но, в свое оправдание скажу – просила я отнюдь не всегда за себя. В первую очередь молила о маме, папе, брате Димке, друзьях-близких, и уж потом самую малость – о себе. Удивительно, но Создатель меня услышал.

На краю

Правда, узнала об этом я не сразу: столько событий навалилось – окончание школы, переезд в большой город, новые знакомства, первая любовь. До веры ли тут? Тем более, в кругу моих друзей разговоры про #православие считались моветоном. К другим же конфессиям доверия я не испытывала, а сектантов и вообще на дух не переносила: из-за того, что однажды сама едва не оказалась в неохаризматической «Церкви Христа». Фиг знает, что бы сейчас со мной было, если бы не мой хороший друг, названный братец Митька. Увидев, что я пропадаю, он обругал меня, да так жестко и отрезвляюще, что дурь прошла моментально.

Дружочек и братишка мой Митенька. Царствие ему небесное...
Дружочек и братишка мой Митенька. Царствие ему небесное...

Короче, к Богу я больше не рвалась. Опасалась. Пока однажды не оказалась между жизнью и смертью.

Тем жарким летом мы с друзьями отправились на раскопки в Богучанский район Красноярского края. Именно там, в редкий выходной, во время прогулки я сорвалась со скалы. Каменная «стена-минусовка» будто в замедленном кино проплыла перед глазами, я несколько раз приложилась о нее головой, а потом хлопнулось на покрытый булыжниками берег. Да так крепко, что мне показалось, будто легкие в з о рвались на тысячу осколков.

Я не могла д ы ш ать, но мыслила совершенно ясно. И вот что интересно: в те несколько мгновений, когда поняла, что это конец, я не вспоминала тех, кто мне дорог, а почему-то подумала о Боге. И неожиданно четко осознала: Он есть. Он здесь. Он прямо сейчас слышит меня.

И вот тут я, наверное, впервые за всю свою жизнь взмолилась по-настоящему. Поскольку не знала, цел ли мой позвоночник, просила спасти, вытащить, не оставить и н в алидом. Либо - забрать побыстрей.

Думаю, это было неслыханной дерзостью. Но по милости Своей Господь выполнил мою просьбу. Потому что, упав на камни с десятиметровой высоты, я отделалась лишь переломом запястья.

-5

У Бога все живы

Разумеется, после такого спасения было бы полнейшим свинством не покреститься. Что я и сделала спустя пару месяцев. Правда, сути церковных таинств по-прежнему не понимала, к происходящему относилась несерьезно, да и менять отношение к вере не собиралась. Говорила: «Бог где-то там, внутри меня, а ритуалы нужны только бабкам». И чувствовала себя страшно прогрессивной и самодовольной.

Пока однажды не ощутила, что жизнь моя совершенно никчемна, а душа – свистяще пуста.

Наверное, медики назвали бы это депрессией, но с депрессией я всегда справляться умела – мало ли способов, тут же не радовало вообще ничто. Мир казался серым, будущее – безн а д ежным, жизнь – увечной. До тех пор, пока однажды я случайно не зашла в церковь.

С деткой Саней на колокольне. Пасха-2014
С деткой Саней на колокольне. Пасха-2014

Помню, шла вечерняя служба, и у меня возникло желание остаться там навсегда. Ни до, и после я не ощущала себя такой защищенной. Будто Некто Добрый и Сильный взял меня – крохотную дурынду в Свои ладони и спрятал от всех напастей. Большего мне и не надо было – я наконец-то узнала себя.

А еще через месяц я впервые пошла на Пасхальную всенощную – в красноярский Троицкий храм, расположенный на старинном погосте. Праздничное «стояние» показалось бесконечным: от духоты мутило, толкались люди, спустя два часа службы дико заболели ноги.

Однако неудобства того стоили и моментально забылись после Литургии. Потому что, выйдя на улицу я вдруг услышала, как над темным городом несется нежнейшее пение: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех…». До сих пор понятия не имею, что это было. Может, снова чудо?

А поблизости, на холмиках с крестами горели оплавленные свечи, оставленные кем-то из прихожан. И погост казался удивительно… одушевленным. Именно тогда я наконец-то поняла слова Спасителя: «У Бога все живы».

"Всякое дыхание да хвалит Господа"
"Всякое дыхание да хвалит Господа"

***

Та ночь бесповоротно изменила мое бытие и сознание. Да, за прошедшие годы со мной чего только ни происходило – я жила в церкви, уходила из нее, приходила, опять« падала», возвращалась – и так до бесконечности. Но у меня всегда оставался ориентир – добрый Иисус и Его Пасха.

Маяк этот позволял держаться на плаву даже в самые страшные моменты жизни – когда не стало папули, а спустя два месяца навсегда ушел тот самый, вытащивший меня от сектантов, дружище мой Митька.

И то и другое терпеть было невыносимо б о л ьно, куда б о льнее, чем, когда ты летишь с десятиметровой скалы. Куда безнадежней.

Но и в этой боли брезжил свет. Потому что я точно знала, и знаю это сейчас – Христос Воскрес и мы воскреснем.

Со светлой Пасхой, дорогие друзья! Пусть у вас все-все-все будет замечательно!