Подвесные в хорошем состоянии знаки, уже не дешёвое удовольствие. А обычные винтовые знаки ?
Эти вроде и нет, не дорогие, если никелированые большие знаки выпуска 1940 года, ещё попадаются реже, то первый на иллюстрации знак 1946 года, уже имеет много разновидностей, и не дорог совсем. Тираж этих знаков огромен.
Все вышеперечисленные знаки широко распространены.
Пришёл в реставрацию знак ГТО малого размера 23 на 17 мм
Вот этот знак. Что необычного мы видим? Знак не прорезной, как знак 1940 года, и похож на знак 1946. Похож, конечно, и размер и штамп, однако.... Материал покрытия другой, и красная эмаль в щитке с цифрой ступени.
Может разновидность знака 1946 года, производителей этих знаков много, разновидностей тоже много.
Фото знака. Знак был посеребрен, и имеет маркировку "монетный двор".
Серебрение на обратной стороне сохранилось хорошо, на аверсе потерлось на наиболее рельефных деталях. В центре знака скол, в правом верхнем углу знамени, похоже, тоже скол. Гайка родная или нет.?
До того, как браться за реставрацию, разберемся что за знак, а то может, проще купить в "люксе" и не заморачиваться.
Начнём с гайки. Родная или нет, гулим гайки для знаков.
Нашлась аналогичная по форме гайка, значит гайка Ленинградского монетного двора. Вот с этой информации и начнём.
И нашли!
Ленинградский монетный двор выполнял заказы по производству знаков для Министерств, РККА, и в том числе знаки ГТО.
Справка по знакам ГТО СССР
Постановление СНК СССР от 7 октября 1939 г. № 1643 утвердило новое "Положение о нагрудных знаках к комплексу "Готов к Труду и Обороне СССР", где давалось новое описание знаков и вводилась добавочная градация — "отличник".
Кроме того был точно определен металл изготовления. Для ГТО 1-й ступени им стал томпак, а для ГТО 2-й ступени — серебро.
Это мероприятие явилось подготовкой к переходу с 1 января 1940 г. на новый комплекс ГТО.
Постановление СНК СССР от 26 ноября 1939 г. № 1955 утвердило новый комплекс ГТО. В Вооруженных Силах он был введен приказом НКО СССР №48 от 7 марта 1940 г.
Новые образцы ЛМД начал выпускать с января 1940 г. Планировалось в этот год выпустить 656 тыс. знаков ГТО 1-й ступени и 35 тыс. — 2-й ступени.
На 1941 г. план был резко увеличен. ГТО 1-й ступени планировалось изготовить 1 миллион штук, а ГТО 2-й ступени — 200 тыс.
Выпущено же было с 1940 г. по июль 1941 г. включительно 696,5 тыс. экземпляров знаков ГТО 1-й ступени.
В отношении ГТО 2-й ступени сохранились данные только за первые семь месяцев 1941 г. — 71632 экземпляра."
В монографии Глейзера М.М., о истории Ленинградского монетного двора находим следующую информацию
С 1 января 1940 г. на заводе начал изготавливаться второй тип значков ГТО. Впервые о нем опубликовано 14 января 1940 г. в газете «Красный спорт».
12. Сложной формы — шестерня со звездой. На поверхности звезды фигура спортсмена, бегущего вправо с финишной лентой на груди, и текст «Готов к труду и обороне». Надпись «СССР» — вверху на ленте. Внизу — «1 ст.». Эмаль красная. С номером на гайке значка.
13. То же, уменьшенного размера, но внизу «1» без букв «ст» и на оборотной стороне значка надпись полукругом «Монетный двор». Эмаль красная и белая. Без номера.
14. Сложной формы — шестерня с красным флагом и накладной звездой. Фигура спортсмена, бегущего влево с финишной лентой на груди. Вверху, на фоне флага, надпись «Готов к труду и обороне СССР». Внизу — «2 ст.». Эмаль красная и белая. С номером.
15. То же, но внизу лента с надписью «Отличник». Эмаль красная и белая. С номером.
Размеры и металл значков определялись постановлениями Всесоюзного Комитета по целам физкультуры и спорта.
Постановление от 7.X.1939 г.
ГТО-I. Металл цветной (медь, томпак). Размер 35X26 мм.
ГТО-II и ГТО-II (отличник). Серебро. Диаметр шестерни 24 мм. Длина знамени внизу — 20 мм, вверху — 29 мм, ширина — 12 мм.
Постановление от 19.III. 1940 г.
ГТО-II и ГТО-II (отличник). Серебро. Диаметр шестерни 19.8 мм. Длина знамени внизу — 16,7 мм, вверху — 22,8 мм. ширина — 10,5 мм.
Постановление от 21.II.1941 г.
ГТО-I. Томпак с посеребрением. Размер 23X17 мм.
ГТО-II и ГТО-II (отличник). Томпак с посеребрением и позолотой. Размер тот же, что и по постановлению от 19.III.1940 г.
Постановлением 1941 г. расход драгоценных металлов на золочение и серебрение значков устанавливался из расчета не более 30 мг золота и 93 мг серебра на один значок.
Я выделил части из монографии размером шрифта, там где это касается знака.
Ищем логическое объяснение. И оно есть знаки 1940 года, имели странное несоответствие, знак первой (низшей) ступени по размеру был больше чем знак второй(более высокой) ступени.
И постановление от 21 февраля 1941 года устраняло этот казус.
Знак должен был стать размером 23 на 17 мм, вместо 35 на 22 мм.
На иллюстрации видно разницу размеров. И вместе с уменьшением размера поменялся штамп, покрытие стало серебряным, а не никелевым.
Знак помыли и ещё раз смотрим дефекты
Серебрение потерлось лишь частично, а пятна эмали это не сколы, а дефекты под глазурью, так же немного смещен штамп "монетный двор".
Пол дня работы, результат
Итог . Замаскировали дефекты эмали, финишное серебрение. Патина со временем ляжет аккуратно сама, поэтому патинировать принудительно не станем.
Подведем итог, из всего потока документальной информации сделаем выжимку!
Знак который я получил на реставрацию, это знак 1941 года выпуска, и не просто выпуска! А именно знак образца 1941 года!
В результате несоответствия размеров знаков 1 и 2 ступени, знак меньшей ступени был больше знака высшей ступени. В феврале 1941 года, было принято решение,устранить такое несоответствие, и уменьшить размер знака 1 ступени. Это технологически потребовало изменить внешний вид знака. Знак был утвержден в феврале 1941, и изготовление знаков было заказано на Ленинградском монетном дворе.
Сколько времени нужно, чтобы запустить штампы в серию? Трудно сказать.
Начало работ по выпуску нового знака Февраль 1941, а в июле 1941 началась эвакуация Монетного двора в Пермскую область. Итого, откидывая раскачку и технологические моменты 120 дней!!
Сколько знаков успели сделать не известно.
Знак является самостоятельным знаком ГТО СССР образца 1941 года!
И послужил прототипом знаков 1946 года, которые начали вручать после войны.
На правах версии... Знак представленный в статье, был браком, и не вручался, а был оставлен сотрудниками завода как неудачный пробник. Кстати, знак пришёл из Петербурга.
На сегодня почти все.
Подписывайтесь, пользуйтесь, рекомендуйте.
Как всегда, самое интересное впереди!
С уважением, Gerr Major