ВМФ и ВДВ. Без сомнения, два вечных соперника в мечтах мальчишек и,конечно же, в девичьих сердцах. Никоим образом не умаляю значимость и роль других родов войск, по умолчанию уважаю любого, прошедшего срочную службу. Ведь ее специализацию не выбирают. Например, мой отец служил на аэродроме в Сибири, брат во внутренних войсках, г. Владикавказ. Друзья тоже кто где. Имеются и избежавшие данной повинности. Но я уже давно подсознательно оцениваю окружающих отнюдь не по званиям, должностям, возможностям или прошлым заслугам. Если я могу положиться на человека, наши отношения непринужденные и порождают в итоге лишь позитив, то тут даже пол, возраст и частота общения не так уж важны. Всегда выслушаю и помогу. С остальными привет-пока. Такое мировосприятие помогает предотвратить возможные конфликты, устраняет мнимые обязательства и в целом способствует комфортному равновесию. Сейчас я в этом уверен, а тогда, 20 лет назад, подсознательно и постепенно шел к подобным выводам.
Как читатель уже догадался, сопоставив самое начало статьи и фото, суждено было автору оказаться именно на Черноморском флоте (интересные факты- дед тоже был моряком, служил 3 года на острове Русский, а мама в детстве называла меня "матроскин". Случайность?)
Итак, в январе 2001г. я со всеми пожитками поднимался по трапу СКР "Сметливый". Как говаривал классик- испытывал "непередаваемые ощущения". Не исключаю, что я излишне романтичен и впечатлителен, но тогда это воспринималось как шаги в... Даже не знаю, с чем сравнить. Из одной жизни в другую? Слишком высокопарно. Сквозь дремоту в реальность? Уже ближе. В неизвестность, манящую и настораживающую одновременно. Много позже вспомнились аналогичные переживания. Это когда передо мной, задумчиво-конопатым первоклассником, раскрылиcь двери школы, и я шагнул внутрь. Хоровод незнакомых лиц ,гамма звонких бесцеремонных голосов, неповторимая харизма откровенно-заразительного смеха, запах свежей краски, нотки любопытства о будущем и грустинки о прошлом - все это вернулось словно эхо.
Для меня и нескольких десятков вновь прибывших на корабль после принятия присяги, начался основной этап службы. Пару недель нас, желторотиков, держали на своеобразном карантине. Для этого освободили кубрики путем совмещения старослужащих из разных боевых частей (БЧ). Экипаж , к слову, состоит из представителей: БЧ-1 (штурманская), БЧ-2(ракетно-артиллерийская), они же "рогатые", БЧ-3(минно-торпедная), БЧ-4(связь), БЧ-5(электромеханическая) коротко-"моторы", БЧ-7 (радиометрическая), считаются белоручками и бездельниками, поэтому "пассажиры". Назову ради справедливости и службы: химики, боцманы, писари, медики, коки, секретчики, баталер. Поправьте или дополните, если что не так. Давно это было. Наверняка многие поинтересуются, мол, по логике чего-то не хватает. Действительно, в теории существует еще БЧ-6(авиационная). И раньше,когда наш сторожевик считался большим противолодочником, то она имелась. Но при модернизации отказались от использования вертолетной площадки, поменяв соответственно и классификацию.
Целью изоляции "молодого пополнения"(а именно так мы и назывались, в том числе при звучании корабельных команд) была качественная теоретическая подготовка , а отнюдь не страховка от годковщины- морской дедовщины (от слова "годок",т.е. отслуживший год). "Лещей" выхватывали стабильно. Кто-то больше, кто-то меньше.
Я первый раз отхватил, когда не пошел по требованию одного утырка к связистам. Якобы попросить включить музыку по трансляшке. Во- первых, привык по жизни сразу давать отпор, а во-вторых, прикинул, что мне с таким же успехом и там могут нахлопать. Смысл тогда в шныри записываться? Били специфически. Все же слышали выражение "дать по
шее". Оказывается,применяется оно и в прямом смысле. Открытой ладонью наотмашь ниже затылка- козырной удар! Неожиданно,сзади и чуть сбоку. Хай, мини-сотрясение. И жертва повержена, и синяков не остается. (А на предмет синяков был очень строгий досмотр на утренних построениях, хотя жили далеко не по уставу). Добивают ударами с носка в голень. Нереально болезненно и палубоукладывающе. И вполне безнаказанно, потому что на передней части ноги ниже колена ссадины и другие раны считаются естественными. Заинтригованы? Тогда объясняю. Дверные проемы начинаются не от пола, а на высоте примерно 30-50см (порог, или комингс). Чтобы при борьбе за живучесть было проще задраить отсек и дать другим шанс, полностью перекрыв продвижение воды или огня. И вот в спешке, толкотне, да вдобавок в шинели, которая от ударов внизу не защищает, но ногу задирать помехует, ( да-да, в шинели, а не как нам бы хотелось или большинству гражданских представляется- в бушлатике. Ибо зима, и форма одежды при выходе на верхнюю палубу шинель-шапка) так ноги отполируешь об металлические углы переборок (стен),что мама не горюй.
Другой случай. Малая приборка на корабле. Прибираюсь в указанном мне коридоре, так как своего заведования еще нет. Зовут в годковский кубрик. Ладно, думаю, пока рано бычиться, спущусь узнаю, что надо. Помещение большое, человек на 30 (всего призывников по штату около 200). И несколько молодых уже шуршат с "голяками" (вениками) и "ветошью"(тряпками). Мне тоже на "обрез"(таз)с водой кивают, типа, драй-драй. Хрен там плавал, поцаки. Примерно это я произнес, прежде чем меня телепортировали в предыдущий сериал "шея-голень". Ну ни дать, ни взять- "двойной удар".
Почему не дрался, спросите вы? Дрался, было дело. Несколько позже, когда чувствовал реальную безвыходность. Имел с гражданки небольшой опыт. Плюс годик кикбоксинга и пару лет трендовой в те годы "качалки". Здесь же необходимость биться в кровь отсутствовала. Как таковой агрессии парни не проявляли, действовали больше для проформы. К тому же прощупывали. Кто стучать способен, кто шестерить, а от кого проще отстать, чем сломать. Страх тоже присутствовал. Все-таки их много, порядки местные не знаю, мам-пап рядом нет, скорешиться ни с кем не успел. Обыкновение у меня такое- минимум друзей, но надежных, проверенных. Еще на призывном пункте, далее в поезде и после в учебке подружился с двоими. Как сейчас помню внешность и имена. СтОящие ребята. Вовка Сапрыкин и Серега Колесников из Павловска Воронежской области. Вместе толпе кавказцев отпор давали, когда остальной взвод приссыкнул( эта история будет в другой части). К сожалению, их распределили на десантный корабль (БДК). То ли "Куников", то ли "Азов". Если вдруг читаете, пацаны, вам огромный привет и респект.
Как видите, "лося" могли при желании пробивать в любом месте. Кроме кубрика молодого пополнения. Негласное табу, соблюдаемое даже отморозками (увы, но жертвы менингита и пмс-ники мужского пола у нас тоже разбавляли в целом адекватный, боеспособный и дружелюбный коллектив). Причина отсутствия насилия банальна. Чем спокойнее и беспроблемнее существование молодых матросов, тем быстрее они освоят книжку "боевой номер", переселятся по кубрикам конкретных БЧ и начнут заступать в наряды. И это будет огромным подспорьем усеченному экипажу, месяцами несущему возросшее количество вахт после ДМБ старшего призыва.