Никто никогда не задавался вопросом, почему в районе площади Восстания Невский проспект достаточно круто меняет свое направление?
Рассказываем теории и догадки.
Версий появления такой кривизны достаточно много, но где правда?
Версия №1 – Невский проспект начали строить в 1703 году для создания связи Морской Слободы с Новгородским трактом (в наше время Лиговский проспект), который вел прямиком в Москву и Новгород.
Позднее же, после начала строительства царем Лавры Александра Невского в 1710 году, дорогу решили продлить. Однако, дорогу строили с двух разных концов, это привело к искривлению в том месте, где сейчас располагается Московский вокзал.
По второй версии Невский проспект строили с двух концов – с Адмиралтейства и с Александро-Невской Лавры, но ОДНОВРЕМЕННО. При этом хотели сделать Невский прямым, но точно соединить не получилось. В итоге произошла инженерная ошибка, спровоцировавшая искривление дороги.
Третья версия добавляет вторую в том, что Петр Первый, узнав, что произошла инженерная ошибка, приказал высечь всех причастных к строительству.
Достоверно известно, что версии об одновременном строительстве двух частей дороги не что иное, как байки. Как сказано выше участок дороги от Адмиралтейства до Новгородского тракта начали строить в год основания Санкт-Петербурга в 1703 году.
Строительство велось по наикратчайшему пути, что легко заметить по карте города – Невский проспект располагается под углом 90 градусов к Лиговке.
Историк Петр Николаевич Столпянский предположил, что направление новой магистрали было обусловлено тем, что именно здесь река Фонтанка (ранее Безымянный Ерик) была наиболее узкой и удобной для наведения переправы.
Отрезок от монастыря строился с 1712 года, когда началось его активное строительство, в течение шести лет. Он изначально назывался "Невская першпективная дорога", по названию монастыря.
В официальных документах впервые упоминалась эта дорога в 1718 году. Это был указ Петра I от 2 октября. В нём говорится о дороге к Невскому монастырю.
Полностью строительство Невского проспекта было закончено в 1720 году.