Найти тему
Дело Модульбанка

«Мерч показывает ценности и убеждения компании»

Оглавление

Рассказывает Анна Симакова, управляющий партнер клиники «Три сестры»

Компании выпускают мерч с разными целями: кто-то его продает и пытается так заработать дополнительные деньги, кто-то использует мерч для рекламы себя. По опыту, мерч сложно даже окупить, а с целью рекламы это тоже не очень эффективно. Расскажу, как вижу смысл мерча я.

В любой компании есть несколько уровней выражения корпоративной культуры:

  • поверхностный — артефакты. Это то, что мы видим и считываем сразу: визуальный образы, язык, ритуалы. Например, сайт компании — это артефакт, ведь там мы по внешнему облику чувствуем, что это за компания;
  • средний — ценности. То, какие ценности и нормы есть в компании;
  • глубинный — убеждения. То, во что верят люди, которые работают в этой компании.

Так вот, мерч — это артефакт компании, но он не существует сам по себе, а выступает как транслятор ценностей и убеждений. Можно сказать, что мерч показывает корпоративную культуру. Наши ценности влияют на то, каким будет мерч, но и мерч влияет на наши ценности: например, если люди ценят и уважают других людей, они сделают его качественным и красивым.

С помощью мерча мы хотим показать, что принадлежим к одной общности и разделяем единые ценности. Это больше, чем одежда и лояльность, скорее это рупор компании. Например, у нас есть толстовки с надписью «Реабилитация — это любовь», потому что мы так работаем и гордимся этим.

Мерч показывает ценности компании, но если этих ценностей нет, мерч не поможет. Допустим, если какая-то клиника продает медуслуги любой ценой, лишь бы продать, а потом выпускает мерч «Здоровье пациента — превыше всего», то сотрудники и клиенты просто будут стесняться это носить.

Если в компании проблемы, нужно начинать с них, а не с красивых слоганов и новых толстовок. Сам по себе мерч не повышает лояльность сотрудников, а только отражает то, что уже есть: если сотруднику приятно работать в компании, он будет носить мерч, а если нет, мерч не поможет.

Если сотруднику приятно работать в компании, он будет носить мерч, а если нет, мерч не поможет

Мы выпускаем мерч, которым можно пользоваться, — в основном одежду. В этом году сделали майки-поло с разной вышивкой: для физиотерапевтов — с единорогом, для менеджеров — с заряженной батарейкой как на телефонах, для редакции — с бокальчиком вина.

Это наши майки-поло. Вышивка на всех разная — в зависимости от того, чем занимается сотрудник
Это наши майки-поло. Вышивка на всех разная — в зависимости от того, чем занимается сотрудник

У нас 300 сотрудников, в год на мерч тратим 700 000 рублей, но мы используем его и как форму: сотрудники могут ходить в нем на работу. Пациентам такой мерч не дарим, но они спрашивают, поэтому мы выпустили каталог, где можно посмотреть наши вещи и купить практически по себестоимости.

Все вещи, которые мы заказываем, — из качественной ткани, приятных цветов и с хорошими шрифтами, с вышивкой в качестве принта. В этом тоже считываются наши ценности, потому что наша клиника — это дело жизни, а не что-то временное.

Мы заказываем мерч с вышивкой, а не с принтом. Такие вещи выглядят лучше и служат дольше
Мы заказываем мерч с вышивкой, а не с принтом. Такие вещи выглядят лучше и служат дольше

Зачем компании выпускают свой мерч

Маркетплейсы
0