Рассказывает Анна Симакова, управляющий партнер клиники «Три сестры»
Компании выпускают мерч с разными целями: кто-то его продает и пытается так заработать дополнительные деньги, кто-то использует мерч для рекламы себя. По опыту, мерч сложно даже окупить, а с целью рекламы это тоже не очень эффективно. Расскажу, как вижу смысл мерча я.
В любой компании есть несколько уровней выражения корпоративной культуры:
- поверхностный — артефакты. Это то, что мы видим и считываем сразу: визуальный образы, язык, ритуалы. Например, сайт компании — это артефакт, ведь там мы по внешнему облику чувствуем, что это за компания;
- средний — ценности. То, какие ценности и нормы есть в компании;
- глубинный — убеждения. То, во что верят люди, которые работают в этой компании.
Так вот, мерч — это артефакт компании, но он не существует сам по себе, а выступает как транслятор ценностей и убеждений. Можно сказать, что мерч показывает корпоративную культуру. Наши ценности влияют на то, каким будет мерч, но и мерч влияет на наши ценности: например, если люди ценят и уважают других людей, они сделают его качественным и красивым.
С помощью мерча мы хотим показать, что принадлежим к одной общности и разделяем единые ценности. Это больше, чем одежда и лояльность, скорее это рупор компании. Например, у нас есть толстовки с надписью «Реабилитация — это любовь», потому что мы так работаем и гордимся этим.
Мерч показывает ценности компании, но если этих ценностей нет, мерч не поможет. Допустим, если какая-то клиника продает медуслуги любой ценой, лишь бы продать, а потом выпускает мерч «Здоровье пациента — превыше всего», то сотрудники и клиенты просто будут стесняться это носить.
Если в компании проблемы, нужно начинать с них, а не с красивых слоганов и новых толстовок. Сам по себе мерч не повышает лояльность сотрудников, а только отражает то, что уже есть: если сотруднику приятно работать в компании, он будет носить мерч, а если нет, мерч не поможет.
Если сотруднику приятно работать в компании, он будет носить мерч, а если нет, мерч не поможет
Мы выпускаем мерч, которым можно пользоваться, — в основном одежду. В этом году сделали майки-поло с разной вышивкой: для физиотерапевтов — с единорогом, для менеджеров — с заряженной батарейкой как на телефонах, для редакции — с бокальчиком вина.
У нас 300 сотрудников, в год на мерч тратим 700 000 рублей, но мы используем его и как форму: сотрудники могут ходить в нем на работу. Пациентам такой мерч не дарим, но они спрашивают, поэтому мы выпустили каталог, где можно посмотреть наши вещи и купить практически по себестоимости.
Все вещи, которые мы заказываем, — из качественной ткани, приятных цветов и с хорошими шрифтами, с вышивкой в качестве принта. В этом тоже считываются наши ценности, потому что наша клиника — это дело жизни, а не что-то временное.