В 1979 году в мае, когда мы прибыли в войска на стажировку, до нас довели приказ начальника войск. В одной из частей на БАМе 27 солдат отравились антифризом. В приказе никаких подробностей, только о наказании должностных лиц.
После окончания училища я попал в бригаду, где произошло ЧП. Здесь я узнал подробности. Командира роты сняли с должности, но звание оставили.
Батальон, куда меня распределили, только формировался, и все солдаты и офицеры были из разных частей, кроме 1-ой роты одного призыва. Рота под началом заместителя командира роты по технической части (далее - ЗПТР) возвращалась с работы. По пути попался экскаватор КАТО, без охраны. ЗПТР отправил одного солдата проверить, чем полезным там можно поживиться. Солдат прихватил там канистру и догнал роту. ЗПТР похвалил солдата, а проверить, что в канистре не удосужился.
В расположении роты канистру вместе с инструментом сдали в инструменталку. Солдат, который нашёл канистру, рассказал старикам, что из канистры пахнет спиртом.
После отбоя, когда офицеры ушли из роты, старики отправили инструментальщика за канистрой. В хлеборезке взяли закуску и начали снимать пробу по очереди. Разбудили солдата, который был после дисбата (дисциплинарный батальон, куда отправляли за преступления на службе). Все, кто выпил, уже захмелели и налили ему кружку. Он понюхал содержимое, схватил канистру и, выливая её на ходу, начал убегать. За ним погнались пьяные уже сослуживцы, но тут кто-то закричал, что один солдат захрипел, а теперь не дышит.
Вызвали дежурного по части, и дежурного врача из санитарного батальона. Выяснив причину, врач поставил диагноз - отравление, устроил участникам промывание.
Срочно оповестили всё начальство, и вызвали вертолёт для отправки в Хабаровский госпиталь. К прилёту вертолёта, ещё двое солдат умерли. По некоторым данным, ещё несколько человек умерли в госпитале. В часть никто из них не вернулся, все были комиссованы.
Антифриз привёл к разложению основных органов пищеварения. Огромная часть вины, конечно, лежит на совести ЗПТР. Что с ним произошло дальше, я не знаю.
Но и вину самих солдат сбрасывать со счетов нельзя. Сами пострадали и принесли горе родителям.