Зайдя недавно в Российскую Национальную библиотеку на Московском проспекте, кроме выставки «Литовский календарь», увидел там ещё и небольшую витрину с атеистической литературой позднего советского времени:
Когда-то это была серьёзная тема, на ней строились чиновные и научные карьеры, писались кандидатские и докторские диссертации:
Причём заметьте, на автореферате диссертации стоит гриф «ДСП». Хотя тема вроде как совершенно безобидная; судя по заголовку, некая смесь социологии и религиоведения. Возможно, диссертация содержала какие-то обобщённые данные о религиозности советской молодёжи, которые не должны были запросто попасть в руки иностранцев (равно как и советских граждан).
Простым поклонникам атеизма предлагалось исследовать религиозность ближайшего окружения: на работе, в районе, селе, городе:
И по мере сил проповедовать веру в отсутствие Бога пропагандировать атеизм в таком же ближайшем окружении:
(Интересно, как в советских реалиях каким-нибудь простым юным пионервожатым оформляли допуск к литературе ДСП? Или для них из таких брошюрок делали выписки «старшие товарищи»?)
А вот эти брошюрки, наверное, предназначались для более «продвинутых» специалистов по пропаганде атеизма:
Особое внимание уделялось молодёжи. В частности, хотя есть поговорка «в окопах атеистов не бывает», тогда почему-то считали желательным комплектовать армию атеистами и, видимо, кое-где даже прилагали к этому особые усилия:
Жаль, что всё это лежало под стеклом. Интересно было бы полистать, например, вот этот «Календарь атеиста», изданный в Удмурдской ССР. Что в нём? Наверное, перечислены праздники всех основных религий... или что-то специфически удмурдское (православие + местное язычество)?
Надо сказать, что 1970-80-е годы в плане борьбы с религией были уже довольно «бескровными». Это не физическое уничтожение духовенства в 1930-х. И даже не хрущёвские гонения, когда разрушались храмы и строились свинарники на святых источниках. В 1980-х верующего человека, максимум, могли ждать неприятности на работе (и то не во всех профессиях) или же его могли не пропустить через оцепление в храм на Пасху. Даже это было не везде так; в Прибалтике и Закавказье нравы в этом смысле были ещё более мягкими. Там бы никто не решился, например, в пасхальную ночь поставить оцепление из комсомольцев вокруг костёла!
+ + +
Понравилась статья? – Ставьте лайк, берите ссылку к себе в соцсети и подписывайтесь на мой канал! :-) Так Вы не пропустите другие интересные публикации...