Найти в Дзене
Всё про искусство

Когда мир еще «не сдвинулся с места (часть1)

Скажу честно, когда я изучал дворцы Южного Берега перед поездкой, Ливадийский попал в список только из-за его истории. Последний дворец императора было бы несправедливо обойти стороной. Эстетические качества не играли существенной роли, ибо есть у меня некий внутренний протест против механической трансляции форм. То есть, если нужен Ренессанс: пожалуйста. Готика? Запросто. Такой «увражный» формат конструкции форм. Набор определенных шаблонов, которые используются в зависимости от обстановки.

-2


После Дюльбера, Ливадия кажется именно таковой. Мы видим неизбежную череду колонн, портиков и лоджий. Не кардинально переработанный образ в духе модерна, а историческую фантазию «на тему». Надо отметить, что стиль был «заказан» Краснову императором, который вдохновился двухнедельной поездкой в Италию.

Однако, на месте все круто изменилось. Не архитектура, конечно, но впечатление. Оказалось, что белоснежные арки и портики очень идут ландшафту южного берега. И здесь снова сыграл свою партию «гений места». Открытые террасы, верхний солярий, минимальное кол-во парадных помещений. Это был «частный» заказ. То место, где императорская семья должна была находиться в приватном пространстве, которому почти нет места в жизни двора. И Николай II, отрекаясь от престола, просил оставить его жить в качестве частного лица здесь, в Ливадии. Получил отказ, разумеется.

Добавлю, наверное, что архитектура Крыма стала для меня, для моего искусствоведческого опыта, своеобразным откровением. Не всегда и не все истины «работают» без осечек. Не всегда и не все.