Найти тему
Анна об искусстве

Томас Кинкейд: вы наверняка видели его милые картинки, но знаете ли что-нибудь об авторе?

Изображения, созданные Томасом Кинкейдом, встречаются повсюду: на поздравительных открытках, календарях, подарочных упаковках, пазлах, шкатулках и коробках конфет. И даже немного удивительно, что у этих работ есть автор, что кто-то придумал этот волшебный мир сказки из детства. А на самом деле Томас Кинкейд был одним из самых успешных художников современности, если судить по тиражам его работ, их известности и заработку самого мастера.

Домик в лесу
Домик в лесу

Часто биографию Кинкейда описывают так же идиллически, как и его картины. Кажется, что были выражением внутреннего мира художника, а он был чуть ли не святым, ведь сам называл себя примерным христианином. Но как и у многих творческих людей, жизнь Кинкейда была противоречива и, к сожалению, рано оборвалась: он умер в 2012 году в возрасте 54 лет.

О юности и росте Кинкейда как художника снят фильм “Рождественский коттедж”. Он рассказывает о жизненной трагедии в семье Кинкейдов. Мать воспитывала их вдвоем с братом одна, старалась обеспечить хорошее образование и достаток, но в один прекрасный момент семья оказалась под угрозой выселения: за долги у них могли забрать дом. Тогда на помощь пришел талант Томаса, который заработал необходимые средства на продаже своих картин. Интересно, что фильм снят в 2008 году — еще задолго до смерти самого художника, настолько он был известен и уважаем в Америке.

В 20 с небольшим лет, после долгих годов обучения и поиска своего стиля, Кинкейд начинает создавать свои известные работы, назвав себя “художником света”. Кстати, это не просто слова, а зарегистрированная торговая марка, под которой продавались картины и репродукции. Кинкейд максимально монетизировал свое творчество, грамотно используя различные маркетинговые ходы. По данным исследователей, в 1 из 20 американских семей в той или иной степени присутствуют работы Кинкейда, он является одним из самых известных и тиражируемых художников современности. И самым коллекционируемым. Продажи его работ приносят сотни миллионов долларов ежегодно.

Да и сама жизнь Кинкейда способствовала его авторитету, ведь это была жизнь образцового христианина, отца большой семьи и щедрого благотворителя. Он женился на девушке, которую любил со школы, у них было 4 дочки, и художник всегда подчеркивал важность семьи в своей жизни. Такое воплощение “американской мечты”, прекрасная репутация были тоже выигрышным маркетинговым ходом, как бы это ни звучало цинично.

Сам Кинкейд часто говорил о христианской основе своего творчества, не зря в его картинах часто встречаются церквушки и христианские символы. Кинкейд был убежден, что его работы возбуждают в людях религиозные чувства и украшают жизнь. Он даже говорил, о божественной основе своего дара.

Кинкейд говорил, что не хочет заниматься критическим искусством, самокопанием и исследованием глубоких вопросов бытия. Он хочет создавать искусство, понятное всем. Хочет приносить радость и спокойствие в жизнь людей. И у него это получалось. Сказочные домики, идиллия, хоть и далекая от жизни, но согревающая душу, находила отклик в сердцах американцев, а затем и по всему миру.

Иногда живопись Кинкейда называют импрессионизмом, но это неверно. Это не живопись впечатления. Да, он наполняет работы светом, пейзажи напоминают некое видение, прекрасный сон из-за того, что художник слегка размывает контуры, использует блики, пастельные тона.

Но причислять его к какому-либо художественному направлению не стоит. И тут как раз сыграла роль массовость его искусства. Огромные тиражи, повсеместная продажа, сильная коммерческая составляющая. Кинкейд получал множество национальных наград за свое творчество, но не был принят профессиональным сообществом. Художественные галереи не выставляли его работы, критики не признавали. Эти картины называли китчем, т.е. низкопробной массовой продукцией, рассчитанной на невзыскательный вкус.

— Первая характеристика, которую дают мне критики: «Том, твои работы неуместны». Увлекательный комментарий... Да, они не относятся к маленькой субкультуре, этому микромиру современного искусства. Но вот в чем суть: мое искусство актуально, потому что оно актуально для 10 миллионов человек. Это делает меня самым актуальным художником своего времени. Потому что я имею отношение к реальным людям, - говорил Кинкейд в ответ на критику.

Да, Кинкейд зарабатывал миллионы, но даже это его современники-художники не воспринимали всерьез. И дело было не столько в зависти. Такие идиллические картины считали псевдоискусством, в котором не заложено никакого глубинного смысла. Да ведь и сам Кинкейд говорил, что не хочет “копаться”, но лишь создавать красоту. Но именно это непризнание тяжело ударяло по нему, несмотря на успех.

Томас Кинкейд
Томас Кинкейд

С годами производство картин все больше стало напоминать конвейер, они выходили огромными тиражами, перепечатывались повсюду. У Кинкейда были ученики, освоившие его технику и, кстати, продолжающие работать до сих пор. Были и ремесленники, которые просто по нанесенному рисунку наносили краску. Некоторые работы просто были хорошими репродукциями. Но конвейер со временем лишает работы души.

Возможно, из-за непризнания среди коллег, возможно, из-за славы и ощущения вседозволенности, возможно, из-за неискренности в проповеди убеждений, но в какой-то момент жизнь художника перестала напоминать красивую картинку. Он начал пить и вести себя непристойно, о чем любили рассказывать газеты. Это ударяло по художнику еще сильнее.

Его поведение привело к разводу, он сошелся с какой-то женщиной, которая уже после смерти будет стараться нажиться на его славе и скандалах. Он стал больше пить и буквально через год после развода умер от передозировки алкоголя в соединении с валиумом.

Почему то “американская мечта” разбилась, рассыпалась, как карточный домик. А христианство было лишь благовидным фасадом и неизвестно, что скрывалось за ним. Возможно, не желая углубляться, заниматься самокопанием как в жизни, так и в своем творчестве, Кинкейд упускал что-то важное. Ведь как и у любого творческого человека, в его душе был поиск, который томил ее и не давал покоя. И вместе с испытаниями пришел надлом. Не имея твердой внутренней основы, он быстро скатился с эту бездну. И очень жаль, ведь он мог до сих пор творить. Мог бы создать еще что-то значимое. Ведь какими бы не называли его картины художники, люди любят эти работы. Эти уютные сказочные домики, наполненные волшебством пейзажи. Они так далеки от повседневности, и тем еще прекраснее.

Но вот лично мне картины Кинкейда иногда кажутся жутковатыми, как бы странно это ни звучало. Что это за одинокий домик, слишком идеальный с виду? Даже страшно, что прячется за таким благовидным фасадом? Это немного сюрреалистично. Как будто ловушка, поставленная для наивных путников. Красота несколько избыточная, приторная, надуманная. Но зато работы всегда узнаваемы.

Что ж, думаю, у каждого свое впечатление сложилось об этих работах, и каждый хоть раз видел их в магазинах, гостях или даже имеет дома. Буду рада, если поделитесь своим отношением к ним, а также мыслями о статье.