Найти тему
Чашка кофе с молоком

А весна рождает боль…

Ночью опять пошел дождь. Капли небесной воды гулко, со звоном тарабанили по подоконнику. А когда задувал посильнее ветер, дождь принимался стучать в оконное стекло. Звук при этом возникал иной — тихий. Так и чудилось, что за окном по злому року судьбы оказался маленький ребенок и вот теперь беспокойно, робко, но с надеждой на скорую помощь, он постукивает пальчиками по стеклу, а пальчики — мягкие, слабенькие, потому и звук такой же — мягкий, шепотливый.

Прихотливое воображение тут же разрисовало нежданно возникший образ ребенка за окном — мокрые, прилипшие ко лбу волосенки, разбухшие от воды ботинки, маечка и брюки, сборками облепившие худенькое тельце. Придумалась и история — потерявшийся… Нет, скорее сбежавший от родителей (так жалостнее!) мальчик, один в ночном городе, под дождем. А родители пьют, небось, напропалую, и любимая бабушка Ванечки (имя у мальчика само собой как-то объявилось) умерла два месяца назад. И злой отчим (в самом деле, пусть будет отчим, а не отец — так выразительнее!) выгнал Ванечку из дома, а в стельку пьяная мамаша даже не заметила пропажи сына. Да и зачем он ей? Одна обуза!

Картинка предстала столь живой, что, услышав через некоторое время новые тихие и шепотливые удары по стеклу, захотелось вскочить, открыть окно, схватить мальчика за его тоненькие руки и втянуть в тепло и негу обжитого дома.

"Да тут же восьмой этаж! — иголкой воткнулась в голову мысль. — Разобьется пацан!".

Рука автоматически откинула одеяло, а ноги сами уже суетливо искали тапочки под кроватью. И сердце забилось вдруг сильно-сильно, так, что отдавалось в ушах. Будто бы оттого, сколь быстро вскочишь из кровати и впрямь зависело спасение маленькой жизни.

"Господи, вот что бессонница делает!" — останавливаешь и укоряешь сам себя. Быстрый взгляд на часы — половина третьего. Да-а, если не можешь заснуть по нескольку часов, и не такое еще привидится. Картинки, подобно этой, про Ванечку, в бессонные ночи рождаются целыми галереями. А вот утром большую их часть даже вспомнить не можешь.

Ну все, в ближайшее время уже точно не уснуть. Так часто бывает: лежишь, лежишь, кажется, вот-вот заснешь, а потом — бац! В голове мелькнула какая-то мысль, зацепилась за другую — и пошло-поехало. Вскоре охватывает просто-таки непреодолимое желание покинуть теплое лежбище, встать, чем-нибудь заняться.

Вот и нынче так. Встаешь, идешь на кухню, ставишь на плиту чайник. Пока он закипает, руки заняты делом — прямо в чашку кладешь две ложки чая на заварку, туда же три ложки сахара. Потом наливаешь в чашку кипяток и ждешь, когда поднявшиеся чаинки постепенно набухнут, отяжелеют и опустятся на дно. Поэтому придаваться раздумьям особенно некогда.

Но лишь сделаешь первый осторожный глоток оглушительно горячей жидкости, как мысли, словно обожженные ею, заново начинают крутиться в голове — почему, откуда, зачем? Почему вертишься в кровати, так и сяк взбиваешь подушку, пристраиваешься на ней, нещадно комкая ее пуховое естество, а потом, не в силах уснуть, неприкаянно бродишь по квартире? Откуда влезают в голову такие странные мысли и ассоциации, да еще в единый миг превращаются в развернутое полотнище, подстать какому-нибудь Перову с его "Птицей-тройкой"? Зачем на душе лежит могутная тяжесть, давящая и стесняющая сердце? И видится, чувствуется, где-то очень глубоко таящийся ответ. Однако ответ этот, если вдуматься повнимательнее, и сам оборачивается многоразовым, бесконечным вопросом.

Где оно, где оно, где? Куда подевалось, за каким таинственным поворотом скрылось это чудное и чудное, нежное и восторженное чувство радости жизни? Почему так мучительно серо, однообразно и беспощадно скучно проходят дни, а ночи такие длинные и тягучие? И нет былой уверенности в собственных силах и словах. И не смотрится в окно. И не ходится по улицам. И тревога на душе.

А ведь вроде весна. Начало новой, необычайной жизни пророчат ранние солнечные лучи, пробивающие себе дорогу в пока еще холодном, а изредка и морозном утреннем воздухе, согревают его, этот воздух, медленно, не торопясь согревают. А игра светотеней становится резкой, быстро сменяющейся, не то что зимняя заскорузлая мрачность. Вот здесь, в тени большого дома темно до сумрака, но чуть сделаешь шаг в сторону и все иначе, и ярким всплеском бьет по глазам отраженный в лужице солнечный лучик. Да так бьет, что глаза сами собой слепнут, зажмуриваются, но даже закрытые продолжают хранить память о неожиданном световом ударе. И еще не скоро рассасывается хранимое внутренним зрением расплывчатое, с рваными краями желто-золотое, до белизны в центре, пятно, обрамленное черными кругами, которые лишь спустя какое-то время полегоньку, помаленьку расцвечиваются всеми цветами радуги. И открываются глаза. И свет побеждает темноту, как добро всегда побеждает зло.

А вот — девушки, женщины… Тысячи, миллионы женщин! Разные они все — блондинки, брюнетки, шатенки и рыжие, длинноногие и не очень, пухленькие и худышки. Господи, да какая весной разница! Зимой, когда они, нагруженные пудовыми шубами и шапками, вдетые в сапоги, прячущие свои улыбки в пышные воротники, проходят мимо — оглядываешься, бывало, на каждую вторую (или третью — это по настроению). А тут — за каждой первой шею воротишь, того и гляди заработаешь хронический остеохондроз. А они, майские королевы и принцессы, только тому и радуются, ибо понимают свою весеннюю силу и… Юбочка покороче, каблук повыше, причесочка позазывней, аромат пофранцузестей, глазками по сторонам — стрель, стрель! Жениться можно сразу, не раздумывая. И обязательно на каждой первой.

А запахи молодой, только-только пробивающейся к солнцу зелени?! Они теребят ноздри, окутывают мозг, дурманят душу. Чего стоит один только запах тополиных завязей, сброшенных деревьями на землю! Он горьковатый, терпкий, но не резкий, а немного… глухой, что ли. И когда эта сладкая горечь тополя смешивается с парной и теплой свежестью проснувшейся земли! О-о-о! Это помнится с самого далекого, голозадого и сопливого детства. И всегда, каждый год, каждую весну, когда оказываешься на улице после дождя — жадно и придирчиво ловишь, выискиваешь в городской гари этот тополино-земляной запах. И лишь поймав его, насытившись им, начинаешь чувствовать — да, весна пришла.

Здорово? А как же, конечно, здорово. Кто спорит?

Одно тягостно — все эти весенние радости ощущаешь нынче как-то отстраненно, будто бы и не с тобою они происходят, не на тебя они накатывают, не тебя волнуют и зовут к грядущему счастью. Так, отмечаешь их появление, фиксируешь в сознании — и все. Даже самые неожиданные и потому сильные впечатления не обрушиваются на тебя привычным весенним девятым валом, не заливают мощной волной новизны и надежды, чтобы мурашки забегали по коже. Все иначе — весенний восторг нынче сродни отдельным, разовым сполохам, скоротечным и отдаленным. Словно где-то там, за горизонтом гремит дикая, все омывающая майская гроза и электрические разряды пробивают, прошивают вонючий, застоявшийся за зиму воздух и заполняют округу благословенным озоном. И кому-то там, все за тем же горизонтом, хорошо и привольно — до мурашек по всему телу. И вдыхает он, этот кто-то, полной грудью свежесть жизни. Тебе же достаются жалкие оборвыши чужого счастья, мелкие, чуть ли не ворованные клочки чужой радости. Этакие раритеты молодости, реликты прошлого, археологические древности. И замшелая заскорузлость поздней, а потому еще более грязной мартовско-апрельской зимы никак не смывается далекими от тебя потоками весеннего ливня. А ты все равно тужишься, выскребаешь из своих душевных глубин юношескую память о весеннем восторге, подталкиваешь ее вверх, к кончикам нервов, в тщетной надежде очиститься, обновиться под его струями. И ждет сердце — когда гроза дойдет до тебя? Но сомневается разум — дойдет ли?..

Почему так? Услужливый разум быстренько, даже с какой-то иезуитской быстротой подсказывает ответы — возраст, суета повседневности, забота о хлебе насущном. Ответы старые, даже древние. Вот они-то и убивают радость новизны, восторг жизнью. Зато вместо радости и восторга придут — опыт и мудрость, спокойствие и скептицизм. Придут, рассядутся кружком, достанут из-за поясов большие, вишневого дерева трубки, а из кисетов понюшки духмяного табаку. Неторопливо переговариваясь, они дружно задымят и ароматный табачный дух успокоит весеннюю нервозность, а клубы табачного дыма затуманят те дальние, за линией горизонта, сполохи. И вернут тебе обычное уже состояние сонливой уверенности, и упекут душевную тревогу в самые дальние уголки неизвестно чем обеспокоенного сердца.

Ну, в самом деле, что так беспокоиться? Все давно известно, все давно открыто. И потому все понятно. Так и кажется, что голове уселся маленький, сморщенный человечек-сморчок, в тоненьких очечках со сломанной дужкой, которая перевязана черной ниткой, в пыльных нарукавниках, начитавшийся книжек, насмотревшийся телевизора, наслушавшийся кумушкиных разговоров, поднабравшийся кой-какого заемного опыта. И теперь у человечка-сморчка есть заветный шкафчик с множеством ящичков, а в них строго в алфавитном порядке разложены карточки с ответами на все вопросы и вопросики, от самых глобальных до самых гаденьких.

"Что вас интересует?" — спрашивает человечек-сморчок, довольно потирая свои скрюченные ручонки. Как же, он сей миг, за одну секунду разрешит любую мировую проблему!

"Вам про любовь? Эт-то у нас в седьмом ящичке… Вам про какую любовь? Великие страдания или (здесь следует пошленькое, в рукав похохатывание) что-нибудь попроще, так сказать, погорячее? Завернуть? Кусочком или порезать?"

Человечек-сморчок одним жестом выдвигает ящичек и у него в руках прямо-таки ниоткуда, как у карточного шулера, возникает колода карточек — выбирай не хочу.

"А про смысл жизни у нас… э-э-э, минуточку… Ну как же, как же — в ящичке номер двадцать один, — продолжает ласково щебетать человечек-сморчок. — Тут, знаете ли, широкий выбор — в полосочку, в клеточку, в цветочек. Оптом брать будете или выбрать нечто пооригинальнее, так сказать, эксклюзивную модель?"

И так всегда. Какой бы вопрос не начинал бередить душу, сразу же появляется человечек-сморчок, готовый обслужить по первому разряду — чужим словом, чужой мыслью, чужой болью. Да еще под локоток возьмет и на ушко пошепчет, мол, есть контрабандный товар, только для вас, недавно завезли… А тут как тут и мужики с трубками из вишневого дерева и ароматным табаком — закурят, одурманят, успокоят…

И ведь все верно, все правильно. Тот дурак, кто не учится на чужих ошибках, кто не пользуется ранешним и давешним знанием. Правильно, тысячу раз верно. Но… Как бы поточнее сказать? Жизнь-то твоя, не чья-то там. И ответы надобно самому искать. Собственные.

Вот здесь-то и поджидает главная напасть! Никак не можешь понять — хочется ли душевного спокойствия или страшнее утерять (и не дай Бог навечно!) душевную тревогу? Что нужно на самом деле? К чему стремишься?

И весна, обязанная вроде бы только радовать, вдруг рождает боль. Боль внутреннего разлома, разрыва собственной цельности. И бьется сердце: душевный покой — это ничто, это вакуум, это смерть. И шепчет разум: беспокойство — это мука, болезнь, страдание.

Сплошной разлад.

Потому и бродишь ночами, прислушиваешься к шелесту дождя, воображаешь себе невесть что. И появляется в обостренном ночью сознании мальчик Ванечка в мокрой, облепившей его одежде, постукивает пальчиками по стеклу, тянет ручонки…

Чтобы хоть как-то отвлечься от этой, вновь возникшей истории про Ванечку, заново завариваешь себе чай — старую заварку выбрасываешь, затем прямо в чашку кладешь две ложки новой, три ложки сахара туда же. Заливаешь кипятком и, пока размешиваешь сахар, разбухшие чаинки опять заводят свою карусель.

А мысли-то, подстать чаинкам — разбухают, кружатся в хороводе, цепляют одна за другую…

Ищешь ответы.

А если они не находятся? Ну вот не находятся и все тут! Тогда сразу же хочется пойти на поклон к человечку-сморчку, и постучаться в его дверку. А когда он отопрет свою каморку со шкафчиком и ящичками, то заглядываешь ему подобострастно в глазенки и просишь покаянным голосом — "Помогите болезному духом!" Просишь, просишь…

Тот же только и рад стараться! Ящик за ящиком вываливает он на тебя кучу сведений, советов и ответов. Гора эта растет, растет, растет. Столь быстро взгромождается, что самого себя в ней отыскать скоро уже и невозможно.

И знаешь ведь — набравшись чужой, не пережитой в собственной душе мудрости и опытности, успокоишься лишь на некоторое время. Это потому, что загнал тревогу вглубь, завалил ее досужими советами и кумушкиными ответами, как живительный источник можно завалить мусором и хламом. Однако вода себе дорогу всегда найдет и пробьет путь, размоет преграду. Сначала струйка, потом ручеек, а там, глядишь, и бурный поток. Лишь бы источник был живой, лишь бы кормился он из неизвестно чем обеспокоенного сердца. Вот и душевная тревога, если она настоящая, не надуманная, не навеянная модой — она выберется наружу. И весь хлам, подброшенный человечком-сморчком, утонет в ней, уйдет в небытие. Или же — очистится, возродится и станет еще одной струйкой в живительном ручейке душевного беспокойства. А мужики с трубками — опыт и мудрость, спокойствие и скептицизм, — недовольно покачают головами, покряхтят по-стариковски, засунут свои трубки обратно за пояса, а табак в кисеты. Чтобы штаны не замочить, подтянут они их до колен и побредут по этому разлившемуся ручейку к берегу — пережидать разлив.

Вот, вот, кажется, чувствую, понимаю! Тем-то и гадок человечек-сморчок — он убивает твою душевную тревогу, он уверяет, что все известно и открыто, а значит тревожиться не о чем. Стоит только подойти к шкафчику, открыть ящичек… А собственной душе трудиться не следует, ибо давно написаны все рецепты, и на них — чье-то слово, чья-то мысль, чья-то боль.

Вот оказывается как! Понял, справился, победил! Ура, ура! Можно радоваться и выводить на улицы духовые оркестры. Пусть они играют бравурные марши, пусть слепят прохожих яркие отблески солнца на их медных трубах, а тамбур-мажор пусть весело размахивает своим вымпелом и надувает щеки, топорща в разные стороны черные густые усы! И плюмажи на высоких киверах оркестрантов пусть бодро трепещут на весеннем ветру! Здорово!

Здорово-то, конечно, здорово. И все же — где оно, где, куда подевалось чудное и нежное чувство радости жизни? И почему даже весна не спасает от душевной маеты и не дарит надежду? Кто скажет? Не знаю, не знаю.

А человечек-сморчок — настороже. И мужики с трубками, они не ушли далеко — устроились в сторонке и терпеливо ждут своего часа, когда ручеек тревоги иссякнет, а они снова вернутся, рассядутся кружком и подымят в полное удовольствие. Им-то известно — куда я без них…

Разлад. Разлад и боль. А разве весна может приносить боль?..

К пяти утра выпита уже не одна чашка чая. А за окном из-за громаден домов-башен поднимается рассвет. Спятившие от радости жизни птицы (Господи, уже и птицам завидуешь!) заводят бесконечно звенящую теребень — чем выше солнце, тем звонче птицы. Дождь закончился, но утренний холодок врывается в открытое тобой окно и острыми колючками впивается в кожу. Воздух пока свеж и хорош, городской чад еще не успел заново отравить его.

А ведь отравлен не только воздух. Если подумать — сам ты отравлен городом. Причем, большим городом. А еще точнее — Москвой. Потребность жить в Москве настолько въелась в печенки, настолько поработила твою натуру, что диагноз можно ставить без врача — отравление. Да такое сильное, что даже весной приходит боль… И-и-эх, город, город!..

Слоняться из одного угла квартиры в другой сил уже не осталось. Забираешься обратно в кровать. Простыня и подушка застыли за ночь, поэтому все тело моментально охватывает мелкая дрожь. Потрясывает, будто в злой лихоманке, и даже теплое одеяло не спасает. Но понимаешь — это не от холода, а от бессонной усталости.

Все же смеживаешь глаза и медленно впадаешь в тяжелую, как городской смог, дремоту. А в измученном бессонницей и затуманенном дремотой сознании откуда-то издалека всплывают вдруг воспоминания.

Лето. Крым. Утром, когда еще все спят, спускаешься к морю, ступаешь голыми ногами по холодной, пока еще не нагретой солнцем, гальке, потом неспеша заходишь в воду, боязливо подпрыгивая, встречаешь две-три первые волны, и вдруг со всего размаха ныряешь. А потом плывешь, плывешь… подальше от берега. И, наконец, когда вокруг ничего не видно, кроме колышащейся глади воды, ложишься спиной на воду, раскинув руки и ноги, закрываешь глаза и слушаешь море, небо, самого себя. И камни под водой глухо так перекатываются-трутся друг о друга…

И сразу же, без перерыва — сосновый лес где-то возле Оки. Идешь, хлюпая сапогами по кочкам или хрустя ветками, шаришь глазами по кустам и ложбинкам в поисках грибов, бормочешь что-то себе под нос, поешь вполголоса, думаешь. И радуешься каждому найденному подосиновику, боровику или сыроежке. А сосны высо-о-окие, стро-о-ойные, в небо упираются. И так хорошо, так здорово! И такая благость на душе …

…Вдруг — лица, лица, лица! Все куда-то идут, подталкивают друг друга в спину. А впереди, за песчаными холмами — огромные ворота. А там…

Всё. Это уже сон.

Автор: Сергей Перевезенцев

Другие рассказы можно почитать здесь:

Пение хором под мандолину

Корочки и горбушки

Люби-и-и-ть

Утех-помощь

Чудная история

Битломаны

В пути

Ничего не обещали…

Осенний сон человека, которого никогда не было

На Бежином лугу

Любовь. Частная хроника

Тёщины блины

Мужской разговор

Анечкин секрет

Первая песня

Дом, который построил дядя Вася

Вечный круг?