Найти тему

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА (ч.31): ОН ВОСКРЕС!

(Mк. 16:1-20)

Если бы в Библии меньше говорилось о чудесах, было бы легче убедить людей поверить в нее. Очевидно, что повествование без всяких чудес кажется более правдоподобным, чем то, которое содержит чудеса.

Самым величайшим из описанных в Библии чудес является воскресение Иисуса из гроба. Это именно то чудо христианской веры, на котором была основана церковь нашего Господа. Оно подтвердило истинность всех других заявлений Иисуса о Себе. Оно явилось царственной печатью Самого Бога, поставленной на жизни, трудах и учениях Иисуса Назарянина. Если мы можем поверить в чудо воскресения Иисуса, тогда мы можем поверить и во все чудеса, которые, как утверждают Матфей, Марк, Лука и Иоанн, совершались во время земного служения Иисуса. Если же отрицать чудо воскресения, тогда весь Новый Завет становится пустым и бессмысленным.

I. ПУСТАЯ ГРОБНИЦА (16:1-8)

Всем скептикам на свете можно предъявить один неоспоримый довод: факт пустой гробницы. Ни один скептик еще не сумел дать ему убедительное объяснение. Несколько лет тому назад раввин Шонфилд в своей работе, названной “Пасхальный заговор", попытался объяснить распятие и воскресение Христа с точки зрения человека, не верящего в чудо воскресения. В своем объяснении Шонфилд опирался на ту древнюю ложь, которую распустили римские солдаты, будто бы тело Иисуса было выкрадено Его учениками. К этому, надо сказать, на протяжении почти двадцати веков сводилась всякая серьезная попытка объяснить, почему гробница оказалась пустой. Но никто так и не смог объяснить, как ученикам удалось выкрасть тело Иисуса.

Даже если бы ученики имели возможность выкрасть тело, они все равно не стали бы этого делать. Когда Иисуса распяли на том кресте, надежды и мечты апостолов умерли вместе с Ним. Когда они в первый раз услышали о том, что Иисус воскрес из мертвых, они не поверили. Хотя Иисус многократно пророчествовал о Своем воскресении, они так и не поняли смысла Его слов. Апостолы меньше всего думали о воскресении. Какая же причина могла заставить их выкрасть Его тело?

Но даже если бы они и захотели выкрасть тело, они все равно не смогли бы этого сделать. У гробницы была поставлена римская стража, чтобы никто не мог войти внутрь. Большой камень весом почти полтонны запечатывал вход в нее. А пошли бы эти апостолы на смерть за утверждение, что Иисус Христос - действительно воскресший Господь, если бы это было ложью? Поверить, что все эти люди готовы были пролить свою кровь за то, что было заведомой ложью, - все равно что просить меня поверить в объяснение менее правдоподобное, чем то, какое дает сама Библия.

Другие предполагают, что пришли враги Иисуса и забрали тело. Что же могло подвигнуть их на это? Вряд ли бы они захотели проделать такое. Уж они-то никак не хотели, чтобы случилось нечто такое, что могло бы навести людей на мысль о воскресении Иисуса. Более того, когда апостолы начали проповедовать воскресение Иисуса, Его враги, безусловно, предъявили бы тело, если бы оно у них было. Они бы показали его всем и сказали: “Вот тело вашего так называемого воскресшего Мессии”. Тот факт, что они не предъявили тело, явно доказывает то, что его у них не было.

Существует только одно разумное объяснение пустого гроба. Дал его ангел пришедшим ко гробу в то воскресное утро женщинам. Он сказал: “Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес; Его нет здесь" (Mк. 16:6). Мы сегодня ничего бы не услышали о воскресении, если бы Он на самом деле не восстал из мертвых. Женщины, которые первыми пришли ко гробу в то воскресное утро, чтобы умастить тело, не ожидали воскресения. Апостолы не только не ждали его, но даже не поверили, когда до них дошли первые сообщения от людей, видевших Иисуса после воскресения.

Самым лучшим доказательством воскресения Иисуса является существование Господней церкви. Ничто, кроме благой вести, не смогло бы превратить подавленных и разочарованных мужчин и женщин в горящих радостью и отвагой людей. Воскресение является главным фактом христианской веры.

II. ПОДТВЕРЖДАЮЩЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО (16:9-14)

Тот же ангел, который сообщил женщинам о воскресении Иисуса из мертвых, сказал им кое-что еще. Он сказал: “Очень скоро вы увидите Его". Заключительные стихи Евангелия от Марка рассказывают о нескольких явлениях нашего Господа после воскресения.

«Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те возвратившись возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (ст. 9-14).

В некоторых Библиях последние двенадцать стихов Евангелия от Марка, стихи с 9 по 20, отделены от основного текста либо чертой, либо квадратными скобками. Многие исследователи Библии сомневаются, написаны ли последние стихи Евангелия от Марка самим Марком. Да, это правда, что в самых лучших древнейших греческих рукописях Нового Завета в Евангелии от Марка нет последних двенадцати стихов. Но правда также и то, что подавляющее большинство греческих рукописей, которые у нас есть сегодня, все-таки содержат эти стихи. А двое из древнейших отцов церкви, писавших в самом начале второго века, ссылались на эти стихи, и это указывает на то, что они были знакомы с ними и считали их частью Евангелия от Марка. Так что ранняя церковь, по крайней мере в начале II в., считала эти двенадцать стихов неотъемлемой частью благовествования Марка. Поэтому и мы принимаем их сегодня без всяких проблем.

Марк утверждает: “Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов". За несколько стихов до этого Марк рассказывал о том, как женщины, в том числе и Мария Магдалина, рано утром пришли к гробнице. Там они обнаружили отваленный от входа камень и увидели ангела. Ангел сказал женщинам, что произошло: “Он воскрес”. Но тогда женщины не видели Иисуса. Как пишет Иоанн, Мария Магдалина была впереди других женщин. Увидев пустой гроб, она спешно повернулась, оставила женщин и побежала назад, чтобы сказать Петру и Иоанну о пустой гробнице. Она не слышала объяснений ангела. Остальные женщины остались у гроба и не только видели, но и слышали ангела. Мария Магдалина не знала, что Иисус воскрес из мертвых.

В Ин. 20 говорится о том, как Иисус явился Марии Магдалине немного позже в первый день недели. В стихах 1 и 2 сказано:

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда еще было темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак бежит, и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его».

Далее Иоанн рассказывает нам, как они с Петром, услышав сообщение от Марии, бросились к гробу. Иоанн прибежал туда первым. Он вошел внутрь и увидел погребальные одежды. Пелена, которая была обернута вокруг головы Иисуса, была сложена и лежала в стороне. Но ни женщины, ни Петр, ни Иоанн в то время не видели Иисуса.

В Ин. 20:10-18 описывается явление Иисуса Марии Магдалине:

«Итак ученики опять возвратились к себе. А Мария стояла у гроба и плакала; и, когда плакала, наклонилась во гроб и видит двух ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! Что ты плачешь? Говорит им: унесли тело Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказавши сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! Что ты плачешь? Кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она обратившись говорит Ему: Раввуни! - что значит: “Учитель!” Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: “восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему". Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей».

Почему Иисус запретил Марии Магдалине прикасаться к Его телу во время этого первого явления? Позже Он позволил Фоме прикоснуться к Нему, когда сказал: “Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои”. Но здесь Он говорит: “Мария Магдалина, не прикасайся ко Мне. Не удерживай Меня. Я еще не восшел к Отцу Моему”. Как же нам примирить эти два случая - тот, когда Фома дотрагивался до Иисуса, и тот, когда Он запретил Марии Магдалине прикасаться к Нему? Ответ содержится в греческом глаголе, употребленном в этом отрывке. В Современном переводе мы читаем: “не удерживай Меня”. В других вариантах - “не прикасайся ко Мне". Здесь употреблен глагол настоящего времени, стоящий в повелительном наклонении. А это значит, что, употребленный в качестве запрета, этот глагол передает смысл "перестань удерживать Меня”, "перестань касаться Меня”, “не цепляйся (не держись) за Меня”, “больше не касайся Меня”. Другими словами, “перестань делать то, что ты сейчас делаешь". Несомненно, Мария радостно обняла Его, когда снова увидела живым. По сути, Он говорил ей: “Не задерживай больше ни Меня, ни себя, Мария. Перестань обнимать Меня. У тебя еще будет возможность увидеть Меня. Сейчас важно, чтобы ты пошла и рассказала другим ученикам, что ты видела Меня. Я скоро вознесусь к Своему Отцу”. Это было первое явление воскресшего Господа ученикам. В Mк. 16:9 об этом просто сказано: “Иисус явился сперва Марии Магдалине". Когда она рассказала другим ученикам о том, что Иисус жив и она видела Его, они не поверили ей.

Второе явление Марк описывает в стихах 12 и 13:

«После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те возвратившись возвестили прочим; но и им не поверили».

Об этом явлении Иисуса двум безымянным ученикам на дороге более подробно рассказывается в Лк. 24. Лука говорит нам, что эти ученики шли в городок Эммаус, расположенный примерно в восемнадцати километрах от Иерусалима. Иисус явился им, как пишет Марк, в ином образе. Очевидно, Иисус не открылся им, и поэтому вначале они не узнали Его. Идя вместе по дороге, они вели долгую беседу. Марк не пишет об этом, но в Евангелии от Луки говорится, что Иисус беседовал с этими двумя учениками о Моисее и пророках и указал им все места из Ветхого Завета, которые говорят о приходе Мессии. Но, как пишет Лука, эти два не названных по имени ученика не узнали своего попутчика, и только в конце дня, когда Он сел с ними ужинать и преломил хлеб, они обратили внимание на Его руки. Вот тогда-то они поняли, что их гость - распятый и воскресший Господь. Затем Иисус исчез. Два ученика немедленно вернулись в Иерусалим и рассказали одиннадцати апостолам, что они видели. Но, как говорит Марк, те не поверили им.

Лука объясняет нам, как апостолы могли одновременно и верить, и не верить. В Лк. 24:41 он говорит, что позже, когда Иисус Сам явился апостолам, они все еще не могли поверить от радости и удивления. Им было нелегко поверить, потому что это казалось слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Марк подчеркивает атмосферу настойчивого и упрямого неверия, преобладавшего среди апостолов после воскресения. Им было трудно принять тот поразительный факт, что Тот, кого они видели распятым своими собственными глазами, оказался жив и снова был среди них. Тут важно отметить, что Иисус ожидал, что эти одиннадцать поверят в Его воскресение еще до того, как увидят Его. Он надеялся, что они поверят сообщениям очевидцев, которые говорили апостолам: “Мы видели Его". Этим людям можно было доверять. Они передавали апостолам то, что произошло с ними самими. Иисус ожидал, что они воспримут свидетельства этих очевидцев, но они отказывались верить тем, кто видел Его, и за это Он упрекнул их. В Mк. 16:14 говорится:

«Наконец явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили».

III. ДОБРАЯ ВЕСТЬ (16:15-20)

Упрекнув учеников, Иисус дал им наказ. Он сказал им: “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (ст. 15). Эти стихи по праву названы Великим поручением. В них апостолам дается поручение, которого они прежде не получали. Иисус доверил им от Своего имени проповедовать евангелие миру и открывать мужчинам и женщинам условия спасения. Им было велено идти по всему миру и проповедовать благую весть всей твари. Дословный перевод с греческого звучит так: “Когда пойдете по всему миру, проповедуйте добрую весть всему творению". Господь считал само собой разумеющимся, что ученики рассеются по всему миру. Он просил их проповедовать евангелие везде, куда бы они ни пошли.

Совершенно ясно, что благая весть, или евангелие, которое им предстояло проповедовать, было вестью о смерти и воскресении Иисуса. Добрая весть состоит в том, что Иисус приходил на землю, что Он умер и воскрес. Доброй, или благой, вестью является то, что связано с этими важными событиями. Ибо в смерти Иисуса Назарянина мы имеем решение основной проблемы человечества - проблемы греха. Благодаря смерти и воскресению Иисуса наши грехи могут быть прощены.

Если чей-то разум восстает против того, чтобы именно таким образом связывать крещение со спасением и прощением грехов, помните, что такую связь установил Сам Иисус. Если у кого-то возникает искушение сказать: "Да, истинно так, кто примет крещение, будет спасен, но истинно также и то, что уверовавший, но не принявший крещения, тоже будет спасен”, - то позвольте спросить, почему же в таком случае Иисус не закончил это официально высказанное поручение такими словами: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не крестится, тоже спасен будет"? Нет, Иисус сказал: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет". Не проповедовать эту весть - значит не проповедовать и евангелие. Это есть основание человеческого ответа евангелию. Путь к спасению сегодня в точности такой, каким он был в первом веке.

Далее Господь сказал ученикам о тех знамениях, которые будут сопровождать благовествование и вдохновлять их. В стихах 17 и 18 говорится:

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».

Прочтите внимательно, как сформулировано это обещание. Эти знамения не будут сопровождать каждого уверовавшего до скончания века. Смысл обещания не в этом. Эти знамения сопутствовали уверовавшим первого века, когда проповедовалось евангелие, и это было полным исполнением обещания Христа. Эти знамения подтверждали подлинность тех, кто первым вышел с благовествованием в неверующий и враждебный мир. Такое толкование согласуется с последними стихами Евангелия от Марка:

«И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями».

Таким образом, подтверждалась истинность их служения, а их вера получала поддержку. Марк заканчивает свое Евангелие словами о том, что Иисус Назарянин царствует на небесах по правую руку от Бога как живой Господь Своего народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История воскресения Иисуса - это не просто эффектный конец литературного произведения. Это абсолютное доказательство того, кем является Иисус Христос. Павел кратко излагает это в Рим. 1:3, 4:

«О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых...»

Итак, своей последней главой Марк оттеняет все, что случилось ранее. Своим воскресением Иисус показал, что Он Бог. Он Господь. И как Господь, Он призывает всех мужчин и женщин следовать Ему и продолжать Его труды в Слове. Иоанн пишет: "А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал” (1 Ин. 2:5, 6).

Сто лет назад были написаны посвященные Иисусу следующие прекрасные слова:

«Вот дитя, родившееся в непритязательных яслях, дитя крестьянки. Он вырос в никому не известном селении. До тридцати лет работал в мастерской плотника. И на протяжении трех лет он был бродячим проповедником. Он не написал ни одной книги. Он никогда не занимал никаких должностей. Он никогда не учился в институте. Он никогда не владел недвижимостью. Он никогда не имел семьи. Он никогда не странствовал далее, чем за триста километров от того места, где родился. Он не совершил ничего такого, что обычно сопутствует величию. У него не было никаких рекомендаций - он сам свидетельствовал о себе. У него не было ничего общего с миром, за исключением божественной силы своей человечности. Он был совсем молодым человеком, когда волна общественного мнения обернулась против него. Его друзья разбежались. Один из них отрекся от него. Другой предал его в руки врагов. Его подвергли издевательскому суду. Его пригвоздили к кресту. Когда он умирал, его палачи разыгрывали между собой его единственную собственность, какая была у него на земле, - его одежду. Когда он умер, его сняли с креста и из жалости положили в чужую гробницу. Прошло девятнадцать долгих веков. Сегодня к нему приковано внимание всего человечества, он является главной опорой прогресса. Я не ошибусь, если скажу, что все когда-либо действовавшие армии, весь когда-либо построенный флот, все когда-либо заседавшие парламенты, все когда-либо правившие цари, вместе взятые, не оказали на людей на этой земле такого мощного влияния, как эта одна-единственная жизнь».

Может быть, вы хотите отдать свою жизнь Иисусу? Если вы испытываете необходимость исповедать Его Сыном Божьим и присоединиться к Нему в крещении, чтобы омыть все грехи вашей прошлой жизни, не медлите. Сделайте Его Господом своей жизни.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)