Реакция сознания на произведение искусства или красоту предмета или явления, восхищение поэзией, наслаждение музыкой и даже смех над шуткой, являются подсознательным «распознаванием» закодированного послания автора.
В слове или изображении, в звуках музыки, в развитии сюжета рассказа, рифме в стихе, в развязке шутки подсознание угадывает знакомые черты.
Получается такое "запланированное, предсказуемое открытие" .
Чем глубже и искуснее автор произведения подводит нас к его "расшифровке" , тем ярче и восхитительнее такое открытие.
Часто оригинальность или неожиданность развязки, скорее всего, была ожидаема или, по крайней мере, логична и вписывалась в картину мира зрителя.
Или воспринимается, как ещё один возможный, угадываемый им вариант того, что ему уже известно в этой области или понятно из других, подобных случаев.
Для воспринимающего важна его личная положительная оценка и приемлемость того, что он воспринимает. Это должно быть ему понятно, знакомо, вызывать приятные, положительные эмоции.
Или отрицательные, тревожные но контролируемые.
Отсюда любовь некоторых к трэшу.
Когда это на расстоянии, это безопасно, не может причинить вреда - оно возбуждает внимание и психику.
Эмоции кипят. Наступает возбуждение и катарсис.
При восприятии любого произведения мы реагируем на доступные именно нашему индивидуальному сознанию (и тараканам в нём) образы, клише, шаблоны и образцы.
Важна гармония, согласованность, узнаваемость, понятность и эргономичность художественного материала (любого произведения) с точки зрения особенностей структуры нашего индивидуального сознания и подсознания.
У каждого они складывались в своих условиях.
Мы воспринимаем мир через свои открытия, ошибки, предрассудки, установки, воспитание, окружение и гены.
Отсюда и различие вкусов, взглядов, предпочтений при взгляде на одни и те же произведения. Кто-то ржёт, кому-то скучно, кому-то страшно, кто-то троллит, кому-то никак не зашло.
Мы видим, воспринимаем и осознаём только то, что нам знакомо и понятно.
Отсюда эффект камуфляжа, маскировки, мимикрии, визуальных (да и любых) иллюзий, ошибок и т.п.
В незнакомых формах мы находим знакомые элементы, чтобы их узнать и классифицировать. Понять их пользу или опасность для нас лично. И не важно какая там форма, цвет, вкус, звук и содержание!
Красота – это понятная потенциальная полезность или, по крайней мере, безопасность.
Уродство и неприязнь – это либо непонимание, либо чувство опасности или бесполезности, либо расстройство (подсознательное), что столько ресурсов потрачено впустую, без пользы лично мне.
Радость наслаждения искусством (шуткой, картиной, стихом, скульптурой) это подтверждение полезности собственного мозга и "правильности" его строения, функционирования и распознавание пользы вокруг:
«Ура! Я узнал!»
«Да, Я это знаю!»
«Да, Я это понимаю!» и т.п.
Радость вызывает сигнал из подсознания, что мозговые структуры, созданные на основании личного опыта, созданы не зря. Они работают, они эффективны и востребованы их можно использовать и применять во внешнем мире. Они релевантно распознают внешние сигналы.
В противном случае – грусть. От того, что созданные в мозгу структуры, на которые потрачено много энергии и строительного материала оказались бесполезны, а ещё их теперь нужно утилизировать и создать новые работающие, полезные.
Искусство полезно, потому что гармонично и настраивает мыслительные процессы как камертон.
Помните Джоконду? Завораживает людей, потому что автор идеально заложил туда интригу: что-то понятное, знакомое, близкое, спокойное, таинственное, безопасное. Какое-то приятное предчувствие чего-то.
Во всех гениальных произведениях или хороших шутках заложена понятная и успешно воспринимаемая нами подобная интрига.
Мы всякий раз угадываем её или нет.
Главный вопрос – что автор предлагает нам угадать?
И чем гениальнее произведение, тем большему количеству людей оно «заходит».
И ещё есть выражение: «Красота в глазах смотрящего».
Читай – в мозгу.
В другом сознании – другие каноны красоты.
А сама природа не содержит в себе ни какой эстетики в чистом виде.
Это в нашем сознании «прошито» как эмоционально реагировать на те или иные образы.