В 2007 году Никита Михалков презентовал свою адаптацию классической юридической драмы американского режиссёра Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин» (1957). Премьера «12» состоялась в основном конкурсе 64-го международного кинофестиваля в Венеции, где получила приз «Специальный Золотой лев». В начале 2008 года лента попала в шорт-лист номинантов на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Как же так вышло, что ремейк американской классики, снятый спустя 50 лет, произвел фурор, причем не только в России, но и по всему миру?
3 мая в 22:00 на канале ТВ-3 состоится показ фильма «12», а сразу вслед за ним будет показана документальная лента «13ый» о съемках картины. В ней Никита Сергеевич и исполнители главных ролей попытаются ответить на вышеуказанный вопрос.
По сюжету двенадцать незнакомых друг с другом присяжных заседателей должны решить судьбу подростка. Подсудимый обвиняется в убийстве приемного отца, офицера Российской армии. Адвокат практически не защищал своего клиента, хотя дело строилось исключительно на косвенных уликах. Присяжные тоже не хотят тратить лишнее время на обсуждение и практически единогласно голосуют «виновен». Лишь один уверен, что мальчику нужна защита, а не наказание. «Бунтарь», объясняя причину голосования в пользу невиновности, заставляет остальных усомниться в правильности своего решения. Так как же решится это простое, на первый взгляд, дело?
Возможно, секрет успеха картины в сюжете. Или в виртуозной игре актеров, которые мастерски раскрывают личности своих героев, без помощи грандиозных спецэффектов. Но давайте по порядку. Буквально. У героев нет имен, лишь номера. Так давайте же с ними познакомимся.
1-й — Сергей Маковецкий
2-й — Никита Михалков
3-й — Сергей Гармаш
4-й — Валентин Гафт
5-й — Алексей Петренко
6-й — Юрий Стоянов
7-й — Сергей Газаров
8-й — Михаил Ефремов
9-й — Алексей Горбунов
10-й — Сергей Арцибашев
11-й — Виктор Вержбицкий
12-й — Роман Мадянов
Актерский состав впечатляет и даже шокирует: сколько разноплановых в нем талантливых людей. Но, как нам кажется, это лишь один из элементов успеха фильма. Немаловажный, но далеко не единственный. Так на какие же уловки пошел режиссер, чтобы сделать картину особенной?
Мы расскажем вам несколько интересных фактов о съемках, которые прольют свет на эту тайну.
«Двенадцать было чудаков,
Чтоб каждый показал
себя, Никита Михалков
соорудил спортзал».
2,5 месяца в павильоне на «Мосфильме» 12 актеров, один режиссер и большая съемочная группа создавали вместе художественное кино. Виктор Вержбицкий (11-й) вспоминает, что декорации были построены так, что весь акцент был на актерах. В отсутствие динамичных сцен сердцем ленты стали характеры и эмоции присяжных заседателей, «судей», «палачей» или, как их называет сам Никита Сергеевич, «монстров».
«Люди, помещенные в павильон, вынуждены не просто сосуществовать вместе практически круглосуточно. Это совместный, очень непростой процесс создания из разных представлений, фантазий и чаяний единого, общего и выстраданного продукта. Подчас через конфликты и срывы, подчас — через розыгрыши и хохот. Этот процесс называется творчеством».
Почти сразу стало ясно, что Михалков хочет сделать актеров и их героев единым целым. До начала съемок никому нельзя было посещать площадку. В первый съемочный день он предложил касту сымпровизировать: представить, как бы тот или иной герой отреагировал на обстоятельства, описанные в фильме. И 10 минут три камеры снимали не актеров, которые говорят по сценарию, а людей, искренне удивленных локации. Так создавалась первая сцена, в которой 12 героев попадают в спортзал и «осваивают местность». Задачей режиссера было познакомить зрителя не с персонажами, а реальными людьми, оказавшимися в не самой простой ситуации.
Сергей Маковецкий, вспоминая о съемках, говорит о своей зажатости и желании появиться в фильме крупным планом во время первого, самого важного монолога его героя-защитника, стремящегося пробудить в остальных человеческое. Именно он выступает, тем «бунтарем», который заставил всех присяжных изменить свое решение. Маковецкий отмечает, что только Никита Сергеевич умеет подобрать слова так, что даже самый упрямый и опытный актер выдаст в кадре нужную эмоцию. А их, на минуточку, — 11 человек. И каждый важен.
И живые, неподдельные эмоции, так искусно показанные актерами и так хирургически высеченные режиссером — сотни маленьких деталей, сложившихся в пазл под названием «12». Напоминаем, что 3 мая в 22:00 на ТВ-3 будет показана драма «12», а сразу после неё — фильм о фильме «13ый», также для тех, кто не любит засиживаться допоздна перед экраном 4 мая в 23:00 состоится повтор фильма «13ый».
Хочешь насладиться виртуозной игрой актеров, и убедиться, что получить настоящие эмоции, можно без спецэффектов и гринскрина, смотри фильм «12» на ТВ-3.
16+