И что я только что посмотрела? Что это было вообще?
Вот такая реакция у меня на дораму «Поэма о Шанъян». Сижу, глазками хлопаю и думаю: сразу пересматривать, или погодить немного, чтобы эмоции улеглись?
Догадались уже, что с вами #дурдомдорамный ?
Жила была принцесса (бааальшой фейлспам).
Вернее, принцессой по крови она не была, но родственницей правящему императору приходилась. Её мать — сестра этого самого императора, а замужем за императором — её родная тетя, то бишь сестра отца. А папочка — Самый Главный Министр, то есть канцлер всея Китая. (сами разбирайтесь кто на ком сидел. Запасайтесь поллитрой рисового вина и разбирайтесь. Без этого там, как обычно, ничего не выйдет).
Из семьи главной героини вышло аж двенадцать императриц, и бедная девочка должна продолжить эту традицию. Её даже растили во дворце, и ранг дали выше, чем родному брату (здрааасьте, патриархальное государство).
Только вот подвело воспитание Вдовствующей императрицы (бабушки то бишь) да родной тети, императрицы действующей, ибо… Нет, девочку они вырастили умненькую-разумненькую, "обладающую всеми достоинствами, почтительную к родителям, скромную, добродетельную и проч. и проч. и проч." (как говорится в дорамах при жаловании какого-нибудь титула). Только вот умненькая наша вышла ну… не сорванцом, конечно, но ребенком довольно избалованным. К истерикам не склонным, правда (в отличии от обычных главных героинь в дорамах), к кривляниям тоже (да тут во всей дораме кривляний нет. ШТА? Я глазам своим не поверила — не кривляются, рожи не корчат, по мышиному не пищат. Уже за одно это сериал можно на вершину топа ставить, но вернемся к нашей «прЫнцессе»). Девочка выросла избалованная, но действительно умная. Знала, где проходит черта и умело балансировала. Ну и заодно научилась манипулировать окружающими. Как ей казалось — научилась. Потому что она сумела таки выманить у императора одно очень важное обещание, да не просто выманить, а и оформить его в виде Указа (жууутко важная вещь, кто в курсе). Выманила тоже оригинально — сыграла с императором в шахматы «на желание».
Указ простой: девочку никто не смеет принудить к браку. Она должна сама выбрать, где, когда и с кем за кого.
Думаете, зачем ей этот Указ понадобился? Правильно мыслите: несмотря на все старания венценосных женщин императорской семьи, наследника она не любила. А любила его младшего брата, который родился от наложницы, и которого любящие родственнички не то что задвинули в дальний угол, а прям под плинтус закатали. Но разве есть препятствие для Настоящей Любви? Да еще в дораме?
Ну вот да. Нету. Кроме шантажа.
Потому что в дело вступил ГЕНЕРАЛ (ох, любят в дорамах генералов! А здесь их по ходу пьесы несколько, и снова без поллитры рисового не разобраться, кто куда и зачем).
В общем, с помощью наглого и неприкрытого шантажа нашу бедняжку выдали замуж за этого героя. А ирония в том, что «кто владеет Шаньян — станет императором» (привет двенадцати императрицам из родной семейки!). А еще бОльшая ирония — царь генерал-то не настоящий!
И вот тут сюжет пусть вам пересказывает кто-то другой, скандалов-интриг-расследований там не на одну криминальную передачу наберется, а я буду О ГЕНЕРАЛЕ! (Ну и его новоиспеченной жене).
Итак, вернемся к началу.
Жила была принцесса. (бааальшой фейлспам)
Объясняю, почему рука-лицо.
На роль шестнадцатилетней пигалицы взяли… актрису 1979 года рождения.
Но фейлспамила я ровно до того момента, как девочку выдали замуж и треш понесся галопом. Потому что вот именно тут забываешь, что «молодая была немолода» и понимаешь: режиссер гениален! Попадание актрисы в образ не то что какие-то жалкие 100%, а все 10 000 000!
Да простят меня любители молоденьких смазливых айдолов, но они там были бы не в тему. Чжан Цзы И обошла их как стоячих! И даже не запыхалась. То же касается актера, то Чжоу И Вэй, будучи в жизни чуть-чуть младше своей партнерши по фильму, умудрился сыграть так, что рядом с ним она выглядела… нет, не пигалицей и не малолеткой, но женщиной гораздо младше. Так что фейлспам убираем и смотрим дальше.
Помните, я писала про дорамного абъюзера, великолепного мужчину? Так вот, этот его переплюнул. Не в плане «абъюзер», а в плане «ах, какой мужчина». Дайте два! Нет, три, нет… Пожалуй, лучше губозакаточную машинку. Потому что паразит верен жене как никто другой. На протяжении всего фильма рефреном фраза:
Пусть возненавидит. Лишь бы только жила.
(Ну это когда опять чудит «во имя её блага», а ей не говорит. За что каждый раз и огребает от женушки. Правда она следит, чтобы никто этого «огребет» не увидел, не узнал даже. Бережет честь мужа! Но не обольщайтесь, никаких садо-мазо. Герои взрослые, герои умные, герои умеют брать на себя ответственность за свои решения.)
Сама принцесса по фильму взрослеет. Помните, что по сценарию она умненькая? Так вот, сценаристы в кои-то веки придерживаются собственных установок, и героиня реально на протяжении всех серий пользуется своими мозгами, а не выносит их всем окружающим. (Пару раз — несчитово, там по сюжету надо было). И мозгов хватило красиво и эффектно поставить на место всех, кто пытался повести себя неучтиво из-за неравного брака (ох, как поставила! Смотреть и смотреть. И пересматривать!), и не качать права после первой же неурядицы, а договариваться с новоиспеченным мужем.
И ведь договорились! Потому что он тоже с мозгами. И прекрасно понимал, что жена ему досталась непростая, из непростого рода, а он сам, хотя и получил титул князя — никто, и звать никак, и знатные семьи его никогда не признают… В общем, стали жить-поживать, да друг к другу притираться. Она — старалась ни в чем не уронить авторитет мужа (если была чем-то недовольна, тихо жаловалась служанке, а не орала на всю ивановскую). Он — сразу и полностью отдал ей управление домом, и когда кое-то пытался нажаловаться на строгую фифу-хозяйку, только интересовался, почему её приказ еще не исполнен. И дальше к решениям своей жены относился с уважением. И нет, он не стлался ковриком под её ноги. Он уважал её, и уважал себя. Просто не лез туда, где она сама справлялась.
Ты теперь моя жена. Ты должна быть сильной.
Это фраза зацепила. Не обещал ни звезд с небес, ни луну. Просто и обыденно предупредил, что будет тяжело. В момент, когда тяжело было ей. При этом он подставил плечо. Ненавязчиво, спокойно, давай ей возможность выбрать, опереться или нет… А она оценила. Приняла. И встала за спиной, чтобы подавать патроны (много патронов. Наверное, не один арсенал опустошила).
Если стану оружием против него, я лучше покончу с собой, чтобы он был свободен.
Нет. Ну реально — такого в дорамах не бывает! Не самоотречение «все на алтарь во имя любви, и гори все остальное синим пламенем», не «как это у него свои желания и мысли? А я не хочууу! А я требую!!!» и топ ножкой!
Вместо этого — бережное отношение друг у другу. Внимание. Старание угодить в мелочах:
— Генерал, куда подавать ужин — в зал или в сад?
— Спросите княгиню: где она захочет, туда и подавайте.
И при этом — полное понимание своего долга перед страной. Военная кампания, решающая битва, и тут генерал узнает, что его любимая в опасности. Думаете, бросает все и к ней? Нет. Он просто заканчивает бой раньше. Победой. Потому что в ярости. И он… успевает. В последний момент. И этот взгляд, когда понял — успел, заставляет растечься кавайной лужицей.
Был и другой, уже гораздо позже, после другой битвы: не успел. И отчаяние, и то, что после другие назовут предательством. Другие — но не принцесса.
А еще было доверие. Как вам диалог с младшим генералом о бывшем возлюбленном? (да, том самом, ради которого принцесса чемпионат по китайским шашкам выиграла)
— Генерал, но ведь принц все еще любит княгиню.
— Пусть любит. Не мешай ему.
И — ответное доверие. Все говорят: предал. Все говорят: берет наложницу. Все уверяют: ты ему больше не нужна. И слышат в ответ:
— Я обо всем спрошу его лично.
И только после разговора принцесса принимает решение. Ну не умничка ли? (такое вообще бывает, я вас спрашиваю?)
А еще…
— Я прошел столько битв, но никогда не боялся. Но вчера я был в ужасе.
— Со мной все в порядке.
— Но от меча тебя заслонил другой мужчина.
Понимаете? Он не её винит (ну как это обычно всегда и везде: жила-была девочка, сама виновата). Он себя заживо сгрызает. И до конца будет благодарен сопернику за это «заслонил», хотя в душе будет мечтать открутить тому голову и сказать, что так и було.
Ой, да там еще много таких моментов. Предательства в дораме воз и маленькая тележка. На каждом шагу. В том турнире партию-то принцесса выиграла, а вот многоходовочку проиграла (как казалось супервумному дядюшке). Только вот в Большой Игре ошибся таки император. Окруженный льстецами и лжецами, он не рассмотрел за обманом — преданность. И не учел, что из уважения может вырасти любовь. Да такая, что содрогнутся царства (ага, как в сказке: там королевич, мимоходом, спасая жену, а жена, спасая мужа... пленяет грозного царя…). В общем, соседи и собственные императоры вздрогнули, и пока сладкая парочка вместе, будут вздрагивать при любом упоминании этих бешеных. Ну и кто им злобный буратино? Говорили же им: не будите лихо. Так нет же, надо было девочку насильно замуж выдать… Выдали на свои головы.
А молодожены чего? А ничего. Сидят себе тихо-мирно, долг вон выполняют. И супружеский, и перед страной.
Не, пойду еще раз смотреть. Не сейчас. А как эмоции поутихнут. (Уходит, вздыхая: как сыграли! Как сыграли! Требую продолжения банкета, главгадов для «побудки местного лиха» там еще много найдется)