Найти в Дзене
IngoDance

Как станцевать роман? Примеры того, как балету удалось невозможное

Оглавление

К 200-летию Ф.М. Достоевского прима-балерина ГАБТ Ольга Смирнова мечтает поставить балет «Идиот». Вспоминаем известные спектакли, сошедшие с книжных страниц.

«Дон Кихот»

Классическая постановка на музыку Людвига Минкуса и либретто Мариуса Петипа увидела свет еще в XIX веке, в 1869 году на сцене Большого театра. Дальнейшая сценическая жизнь балетного Дона Кихота связана с Мариинкой и Большим.

В отличие от обширного повествовательного полотна, балет по произведению Сервантеса базируется фактически на единственном эпизоде — свадьбе Китерии и Базилио. Любовь героев на сцене побеждает, равно как и привязанность публики. В постановке Александра Горского балет «Дон Кихот» на сцене Большого показали более 220 раз.

фото Елены Фетисовой/ Большой театр
фото Елены Фетисовой/ Большой театр

«Тиль Уленшпигель»

Комедийно-драматический балет длительностью в один акт увидел свет в 1916 году в Манхэттенской опере. В основу постановки Вацлава Нижинского легли симфоническая поэма «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля» Штрауса и сам первоисточник — исторический роман Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле».

Балет показали публике во время гастролей в США Русского балета Сергея Дягилева. В 1994 году постановка вернулась, теперь в декорациях Парижской оперы.

«Бахчисарайский фонтан»

Балетное переосмысление коснулось нескольких творений Пушкина. «Бахчисарайский фонтан» впервые показали в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова в 1934 году. Балетмейстер Ростислав Захаров и сценарист Николай Волков определили постановку как хореографическую поэму. Музыку написал Борис Асафьев. Спустя два года после премьеры балет перебрался на сцену Большого театра.

Творческая судьба «Бахчисарайского фонтана» была яркой. Балет несколько раз возвращался в афиши: в 1944 и 1954 годах. Известен он и тем, что партию Марии в постановке исполняла Галина Уланова.

«Маскарад»

В классическом балете есть несколько постановок по лермонтовской драме. Одна из них — балет Льва Лапутина, ученика и последователя Арама Хачатуряна, в 4-х актах. Премьера состоялась 23 марта 1956 года в Новосибирском театре оперы и балета, либретто написал Отар Дадишкилиани.

Эта постановка интересна тем, что является первым балетом по произведению русского поэта. Уже четыре года спустя «Маскарад» поставили в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова. Балетмейстер Борис Фенстер предложил публике «драматический балет», однако отзывы на постановку были в основном негативными.

«Анна Каренина»

Премьера трехактного балета на музыку Родиона Щедрина состоялась в 1972 году на сцене Большого. Постановка известна тем, что ее реализацией занималась Майя Плисецкая. В 1967 году она снялась в фильме «Анна Каренина», тогда же возник и замысел балета.

В процессе постановки танцевальной части хореографы менялись, пока Плисецкая не решила, что будет ставить балет сама. Балетную Каренину можно назвать настоящей долгожительницей сцены. Спектакль прошел 103 раза, последняя постановка состоялась в 1985 году.

Фото Георгия Соловьева/ из архива М. Плисецкой
Фото Георгия Соловьева/ из архива М. Плисецкой

«Чайка»

Еще один балет, созданный в тандеме Родионом Щедриным и Майей Плисецкой. Премьера постановки по мотивам чеховской пьесы состоялась 27 мая 1980 года на сцене Большого театра.

Плисецкая не только поставила балет и исполнила в нем главную партию. Она вдохновила композитора Щедрина на новаторскую музыкальную форму. Известно, что на титульном листе партитуры с 24 прелюдиями, тремя интерлюдиями и постлюдией Родион Щедрин написал «Майе Плисецкой, всегда».

Зрители Большого видели эту постановку 71 раз. Финальный выход состоялся в 1990 году.

«Макбет»

Балет Кирилла Молчанова по мотивам шекспировской трагедии впервые показали на сцене Большого театра 1 июля 1980 года. Хореографию и либретто написал Владимир Васильев.

Постановка интересна тем, что до нее композитор Молчанов никогда не создавал балетных постановок, хотя и успел написать восемь опер. Считается, что на этот дебют его вдохновила супруга, балерина Нина Тимофеева. В последний раз «Макбет» Молчанова показали на сцене Большого в 1988 году. Всего же зрители увидели спектакль 44 раза.

«Утраченные иллюзии»

Роман Оноре де Бальзака вдохновил Леонида Десятникова, Владимира Дмитриева и Алексея Ратманского на балет в трех актах. Премьера состоялась ровно 10 лет назад, в апреле 2011 года в Большом театре.

Композитору Десятникову заказали новую партитуру — впервые в постсоветской истории театра.

фото Дамира Юсупова/ Большой театр
фото Дамира Юсупова/ Большой театр

«Орландо»

Двухактный балет по мотивам романа Вирджинии Вулф стал мартовской премьерой 2021 года и дебютом немецкого хореографа Кристиана Шпука в Большом театре.

Английская писательница создала свой роман в 1928 году. Главной темой произведения стала гендерная и творческая природа человека. Сюжет в книге развивается на протяжении 350 лет (!), а в центре повествования оказывается молодой человек, наделенный способностью путешествовать в веках.

Кристиан Шпук отмечал, что повествовательная ткань в романе больше похожа на сон, чем на реальность.

фото Павла Рычкова/ Большой театр
фото Павла Рычкова/ Большой театр

«Идиот»

Премьера этого балета впереди: идеей создания постановки по одному из самых известных русских романов XX века поделилась самая молодая прима-балерина Большого театра Ольга Смирнова. Балет хотят приурочить к 200-летию Фёдора Михайловича Достоевского. Балерина отметила, что команда уже укомплектована, и сейчас идут поиски площадки.

«Я недавно получила премию президента и публично заявила, что хочу направить средства премии на осуществление своей мечты — создание балета “Идиот”, и попросила президента о поддержке. И сейчас этот вопрос прорабатывается», — сказала балерина в интервью.

Ольга Смирнова планирует исполнить партию Настасьи Филипповны, «сочетание огня и жертвенности».

фото Дамира Юсупова/ Большой театр
фото Дамира Юсупова/ Большой театр