Знакомьтесь, это Саша. Он предприниматель. Последние 6 лет он предпринимает попытки выжить в этой стране. Он постоянно находится в поиске вариантов продажи своего товара.
А это Миша. Он работает старшим научным сотрудником в Научно Исследовательском Институте Химических Удобрений и Ядов. Он занимается наукой. Он постоянно находится в поиске товаров подешевле и часто попадает в магазин к Саше.
Некоторое время назад Саша обратил своё внимание на маркетплейсы, которых в последнее время развелось очень много. Яндекс.Маркет, Wildberries, Ozon, СДЭК.Маркет - это не полный перечень сервисов, который изучил Саша. Каждый из маркетплейсов сулил тысячи продаж и миллионы прибылей. Например при регистрации в Яндекс.Маркет одним из пунктов анкеты был "Готовы ли вы отгружать до 50 заказов в день?". От таких вопросов у Саши даже зайчики в виде долларов перед глазами запрыгали. Клондайк, не иначе.
Саша внимательно изучил все правила работы в маркетплейсах. Некоторые показались ему несколько странными и проблемными.
Яндекс.Маркет принимал заказы только в Софьино. Саша был готов привезти товары на склад Яндекс.Маркет и оставить их там продавая по схеме фулфилмент, но Яндек.Маркет оказывается не работает по этой схеме с маркированным товаром. Оставался вариант хранения на своём складе и привоз на склад Яндекс.Маркет в течении суток после заказа. "Хотите у нас продавать? Везите к нам в Мухосранск по первому зову!" - именно так можно было охарактеризовать предложенный вариант сотрудничества. Но ведь с 50 заказами в день можно и в Мухосранск съездить?
Wildberries на московских складах сделал приём платным, а бесплатно можно было сдать только в Казани. В Казань далековато везти. Но если 50 заказов в день, то можно и платно сдать.
А это Елена Германовна. Она владелец другого интернет-магазина текстиля, а так же швейной фабрики. Она главный поставщик товаров в сашином интернет-магазине. Прежде чем нырять в миллионные прибыли, Саша решил пообщаться поговорить об этом с Еленой Германовной, может у неё есть опыт продаж через маркетплейсы. Опыт у Елены Германовны был. Она целых пол года выставлялась со своим текстилем на Яндекс.Маркете. "Какие пятьдесят в день? - с усмешкой спросила Елена Германовна, - Даже не рассчитывай!". В среднем оттуда к ней приходило по одному заказу в неделю-две. Гонять по первому требованию своего человека в Мухосранск с двумя наволочками оказалось не выгодно и она закрыла прииск, так и не успев искупаться в золоте.
Золотые горы в уме Саши сдулись до золотых кучек и даже до золотых крупинок, но идея хотя бы одну наволочку в неделю продавать ещё одним способом его не оставляла. Вдруг Елена Германовна просто не разобралась. Она хоть и более крупный бизнесмен чем он, но всё же пенсионер, да ещё женщина. А это не самое лучшее сочетание для изучения информационных технологий и способов дистанционной продажи.
Миша всегда ищет товары подешевле. Во-первых потому что зачем платить больше, когда можно платить меньше. А во-вторых потому что с его зарплаты больше не очень-то и заплатишь. Он тоже обратил внимание на маркетплейсы. И иногда покупал там. Но в целом у него сложилось такое мнение: "Барыги совсем обалдели, наволочка за 800 рублей? Какая там накрутка 800%?". Да, цены в маркетплейсах не самые низкие, они выигрывают другим. Позволяют в одном месте купить разные виды товаров. Цены же такие не из-за обнаглевших барыг. Просто в цену товара включена доставка, обработка на складе маркетплейса и комиссия маркетплейса. В итоге цены на дешевые товары вырастают значительно.
Не лучшим образом обстоят дела на маркетплейсах и с возвратами. В том, что бракованный товар должен быть принят продавцом обратно Саша с Мишей сходятся. Но большинство маркетплейсов принимают в качестве возврата любые товары и бракованные, и не бракованные и даже замененные на кирпич. А убытки ложатся на плечи продавца. Маркетплейсы ни какой ответственности за возвраты не несут.
Миша хоть и не любит барыг типа Саши, но он честен. Он не станет подсовывать в возврат вместо купленной простыни какую-то старую тряпку. А вот Петя станет. Для него это такой способ жить лучше за чужой счёт. Сломался у него скажем на самокате руль. Миша или Саша пошли бы и купили новый. Петя же закажет такой же или похожий самокат в маркетплейсе, когда его привезут, вытащит из него руль, положит туда сломанный и оформит возврат. А чего? Маркетплейсы ведь принимают? А каково будет предпринимателю, который ожидал прибыль, а получил убытки - это его вообще не волнует. "Каждый крутится как может!" - любит говорить Петя.
Саша решился выставляться в маркетплейсе СДЭК. Да, у Саши сложилось впечатление, что маркетплейсы - это вообще диверсия, целью которой уничтожить розничный рынок в стране и установить монополию ограниченного числа игроков. Лучше попробовать и проиграть, чем не попробовать вовсе. Так всегда думает Саша.
У Саши, Миши, Пети, Елены Германовны и маркетплейсов есть свои интересы. Когда интересы совпадают, появляются партнерские отношения. Когда нет, каждый идет своей дорогой. Плохо когда кто-то мешает другим идти.
А это Россия. И она у нас одна.