"Я попросил мистера Краба объяснить мне, кто такой мистер Томас Гавк и что от меня требуется, чтобы исполнить его роль. Тут мистер Краб снова "сделал большие глаза" (как говорят в Германии), но, оправившись в конце концов от приступа изумления, пояснил, что слова "Томас Гавк" он употребил, дабы избежать просторечного и вульгарного "Томми", а вообще-то следует говорить Томми Гавк или Томагавк, и что "исполнять роль томагавка" - значит разносить, запугивать, словом, всячески изничтожать свору неугодных нам авторов." - Эдгар Аллан По "Литературная жизнь Какваса Тама, Эсквайра"
...январь 1989, Челябинск
В одной из комнат студенческого общежития мы отмечали канун старого- нового года. Помимо различных персонажей, вместе со мной присутствовали Алексей и Владимир.
К этому моменту я только начал дышать воздухом гражданской жизни, отдав свой долг Родине и приехал в Челябинск знакомиться с музыкантами группы "Арт" и её директором Алексеем.
Отношения с этим удивительным городом сложились ещё за пару лет до начала повествования, когда магнитогорская группа "Фонд" посетила первый челябинский рок-фестиваль проходивший в зале ДК "Монолит" в декабре 1986 года. Затем последовал ответный визит, но перед новым годом меня забрали в армию и группа "Фонд" бороздила уральские просторы уже без меня.
О бурном расцвете и закате магнитогорского рок-клуба рассказал бывший коллега Сергей Попов - "Пока тебя не было -тут все заглохло, езжай в Челябинск, там наши" - сообщил он. И я поехал...
Нашими оказались два Владимира - Николаенко и Шилин. Оба проживали в студенческом городке. Один играл в группе на барабанах, другой работал художником и периодически выступал на концертах - читал стихи, писал тексты для групп.
За время проведенное в армии у меня накопился багаж своих собственных песен с которыми нужно было что-то делать. Перспектива обосноваться в Свердловске, где тоже имелись друзья, показалась менее привлекательной в сравнении с Челябинском. В Челябинске было весело, а Свердловск навевал грусть. Поэтому получив предложение - записать новый альбом в рамках существующей команды с хорошо оснащённой технической базой - я согласился, но поставил условие, что это будет другая группа и новое имя.
Место где мы репетировали располагалось в цоколе общежития на проспекте Ленина 80. На пятом этаже здания находилась комната где жил барабанщик Владимир, его до сих пор все зовут Борода, остальные музыканты были челябинцами. Я поселился в комнате с двумя студентами и Бородой.
Все организационные вопросы решал наш директор Алексей. Уроженец Магнитогорска, выпускник приборостроительного факультета, помимо всего прочего занимавшийся ещё и производством звукового оборудования.
На момент описываемых событий группа исполняла материал гитариста Юрия. Все звали его Зиба, и я терялся в догадках почему и откуда такое странное прозвище.
Было принято решение - записать программу состоящую из песен Зибы и приступить к репетициям новой. Таким образом появился магнитоальбом "Колокол"(январь 1989), во время записи которого из группы ушёл бас-гитарист (трагически утонувший через пол года на озере), а мне доверили спеть две песни на стихи Шилина. После этого, помимо акустической гитары, которую я использовал в некоторых своих песнях, в мои обязанности перешли партии на бас-гитаре.
Безымянный коллектив выглядел следующим образом:
- Саша Самойленко / вокал, бас-гитара, акустика
- Юрий Бахматов /соло-гитара, вокал
- Алексей Баукин /клавишные
- Владимир Николаенко /ударные
Дебют состоялся в начале марта. Буквально накануне перед этим, с подачи Шилина мы взяли себе имя скандального журналиста из рассказа Эдгара По "Томас Гавк" и три вечера подряд на манеже цирка разогревали группу "Игры"из Ленинграда.
фрагмент выступления, март 1989
Новая программа отличалась от предыдущей. После арт-рока (следует отметить - это был уже второй состав группы АРТ) обновлённая команда заиграла музыку напоминающую "новую волну", но в тоже время в ней присутствовали элементы разных течений. Очевидно сказывались музыкальная школа, вкус и возраст участников.
Самым старшим в группе был клавишник Алексей, потом шёл Зиба - они вместе играли давно, да и Борода был старше меня. Когда мы с ним поступали в Магнитогорское музыкальное училище, он уже вернулся из армии, а я только окончил десять классов. Ему никак не удавалось устроиться в нормальную группу, но как случается, предложение поступило внезапно и это было очень хорошее предложение с переездом в другой город.
Челябинский "Арт" (первый состав) в 1986 - 1988 годах был популярен не только у себя в городе, но и за его пределами. С девяностых годов бывший вокалист "Арт"а Александр Тибелиус стал постоянным участником группы "Ариэль" и выступает в ней до сих пор.
Альбом "Дочь ушла в дождь" мы записали с наложением на магнитную ленту за два дня в конце июня 1989 года.
В репетиционную пригласили звукорежиссера Виктора Котрачева записывающего тогда практически все челябинские рок - группы. Виктор являлся счастливым обладателем двух крутых стерео-магнитофонов фирмы Akai и был учтив.
После записи мы отправились в шефскую поездку с концертами на Памир. Организатором выступил комитет комсомола института.
Совершив перелёт через Алматы в Ош, мы на "таблетке" микроавтобусе УАЗ по серпантину поднялись на Мургаб и отыграли более двух десятков концертов на заставах московского погранотряда, разбросанных вдоль линии границы. Это было незабываемо..
Вернувшись домой мы обнаружили в ларьках звукозаписи кассету со своим последним альбомом. Каким образом альбом из Москвы пришёл в Челябинск - никто не объяснял, но продавцы уверяли что кассеты продаются хорошо и сам альбом значится в каталоге студии Союз. Через сеть Союза альбом и распространялся по стране.
В студенческом городке дела обстояли еще лучшим образом. Знакомые ребята из диско-клуба штамповали "Томас Гавк" вперемешку с "Резиновым дедушкой". У Дедушки альбом вышел двумя месяцами ранее и в его записи приняли непосредственное участие Борода на барабанах и я, в качестве бэк вокалиста. Записывалось всё на нашей базе в общаге. В последствии это обеспечило обеим группам фактически культовый статус у себя в городе и не только..
В конце июля наш директор организовал группе участие на фестивале "Форманта-89" в городе Качканар Свердловской области, где мы впервые выступили перед огромной аудиторией на стадионе "Горняк". Это был праздник города или комбината, продолжавшийся с вечера до утра... и как следует понимать, весь город находился на стадионе. Тем более что в программе шоу, кроме нас и ещё нескольких уральских групп, выступали только московские популярные артисты. После этого мы еще пару раз приезжали на этот фестиваль.
Осенью, в силу возникших затруднений у нашего директора, нам пришлось переехать в дом культуры металлургического завода, где руководитель местного В.И.А. убедил руководство ДК поддержать наш начинающий коллектив.
Посетив перед новым годом Магнитогорск мы выступили на рок-фестивале в Педагогическом институте, а затем, я и клавишник Лёша приступили к записи альбома "Девушка Нанайка".
Работали мы над ним всю зиму 90-го. Альбом был выдержан в экспериментальном "попсовом" ключе и распространялся на кассетах как мой сольный проект.
Весной 90-го к нам присоединился звукорежиссер Сергей Спиридонов (Репа) вернувшийся из продолжительных гастролей в составе профессионального филармонического коллектива и мы записали с ним следующий наш альбом.
Время продолжало сжиматься, концерты игрались реже, а в воздухе, неуловимо ощущались новые перемены...
Событием того периода можно отметить гастроль в Новокузнецк, куда мы попали при странном стечении обстоятельств в составе программы "Шоу толстяков" организованного одним нашим знакомым. Две недели мы жили в общежитии. Концерты проходили опять в цирке, концертов было много + поездки в небольшие шахтёрские города по Кемеровской области. Удивительное время... Толстяки исполняли два номера под наши песни, остальные номера под фонограмму песен популярных артистов. В другом отделении мы играли свою программу.
По возвращении домой мы в очередной раз осталась без базы и инструментов, покинув заводской ДК. Самое печальное в этом - потеря инструментов, как таковых. И если гитару можно было одолжить или купить, а у меня была своя 12 струнная акустика, то без клавиш проблема становилась не решаемой. Хорошие клавиши в восьмидесятых- начале девяностых стоили огромных денег, как и барабанная установка, впрочем, не говоря уже про японские электрогитары..
В ноябре 1990 года "Томас Гавк" принял участие в рок-фестивале "Мечел-90" в Челябинске. Концерт проходил во дворце спорта Юность. Мы выступали под фонограмму и нам вручили гран-при).
В это же время мы знакомимся с богатыми друзьями Шилина, увлечёнными идеями Общества Сознания Кришны.
Новые друзья окажут нам материальную поддержку, в результате чего в феврале 1991 года группа отправится в Москву для записи альбома на профессиональной студии (треки с этого альбома прикреплены в статье). Но перед этим, в декабре мы с Бородой ещё успеем побывать в составе Резинового Дедушки на рок - фестивале "Аврора-90" который проходил в Ленинграде.
Юрий Богатенков на тот момент играл с бас-гитаристом Андреем Семернёй, а постоянного барабанщика и второго гитариста у них не было.
...февраль 1991, Москва
По приезду в Москву мы сняли две комнаты в квартире недалеко от станции метро Новогиреево у радушного пенсионера, бывшего эксперта КГБ Михалыча.
К моменту начала записи часы в студии были расписаны, но владелец пошёл нам на уступки при виде спонсорской наличности и собственного звукорежиссера. Нам было предложено начинать с семи утра и работать пока не приедет Игорь Тальков, записывающий, как нам сказали, там же свои песни... Игоря мы так и не увидели, но приходили разные музыканты. Впрочем, всё это было не важно - мы записывались в настоящей студии, на многоканальный магнитофон и у нас должна была выйти виниловая пластинка!
Вечера мы проводили на кухне обсуждая Бхагавад Гиту и учились готовить прасад. Я не смог осилить более двух глав из этой книги, но мне удалось написать песню на стихи Шилина.
Альбом был записан и сведен за три недели.
После этого нашему звукорежиссеру предложили работу на студии. Зиба окончательно углубился в Бхагавад Гиту и заявил о своем уходе из группы. У меня ещё в январе родился сын и нужно было лететь в Магнитогорск. Борода и клавишник Лёша, вместе с Шилиным благополучно вернулись в Челябинск.
Пластинку должны были напечатать к лету 1991 года. Но у спонсоров закончились деньги, поэтому уже готовая матрица так и осталась пылиться на складах Ташкентского завода имени Ташмухаммедова.
P.S.
26 декабря 1991 года СССР прекратил своё существование.