Молодые люди, женившись, начинают семейную жизнь по-разному. Одни отмечают новоселье в новой, обставленной квартире. Другие - на всем готовом у родителей, а третьи, как мы…
В предыдущей повести рассказал, как мне «помогли» выбрать подразделение, в котором предстояло начинать офицерскую службу. Напомню, что было принято решение отозвать л-та* Гловалева, а меня назначить на его место, в штат 3 зрдн 148 зрп** на должность старшего техника кабины «П».
Управление полка находилось в пос. Мургаб, в 20 км. от штаба дивизии. Поселили в гостинице, где мы ждали офицера из дивизиона. Предполагалось, что он доставит Гловалева в полк, а нас отвезет по месту будущего жительства в Байрамали.
Номер гостиницы комфортом не отличался. Солдатские кровати; постельное бельё из того же ассортимента. Если учесть, что на улице около 30 градусов в плюсе, а из крана вода не течет, настроение наше было не радужное. Оказалось, что воду «дают» в определенное время.
На столе красовался графин с водой желтовато-бурого цвета. Солдат, сопровождавший нас, пояснил, что это кипяченый настой из верблюжьей колючки. Позднее мы поняли, что именно такую воду пьют все. Этот напиток не только вкуснее местной воды, но и обладает полезными лечебными свойствами, являясь антисептиком. В условиях жаркого климата, когда вероятность кишечных инфекций возрастает в разы, этот отвар становится незаменимым.
Пейзаж за окном отнюдь не радовал глаз. Повсюду выгоревшая растительность, в основном верблюжья колючка. Ветер-суховей вырывал её охапками и катил по земле, рождая чувство неприкаянности.
Под вечер приехал за нами офицер. Им оказался ст. л-т Евгений Жизневский***. Это был высокий, статный офицер-красавец. Правильный овал лица украшали темно-каштановые, волнистые волосы; такого же цвета, аккуратно подстриженные усы вызывали симпатию. Большие, темно-карие глаза смотрели приветливо, с доброй искоркой любопытства. Познакомились. Он оказался родом из Белоруссии.
Погрузились в ГАЗ-69, поехали. Наш путь лежал через Мары в Байрамали. Хотя солнце клонилось к западу, прохлады не ощущалось. В открытые окна машины дул поток жаркого воздуха; о прохладе оставалось только мечтать. Справа-слева от дороги тянулись пески, встречались барханы и верблюды. Ветер все так же катил охапки верблюжьей колючки. Перекати-поле, подумал я, мысленно проводя аналогию с образом жизни семьи военного.
Подъехали к дому уже в сумерках. Нам открыли 2-х комнатную квартиру на втором этаже двухэтажного кирпичного дома. Только занесли чемоданы, пришла жена Жизневского, Люся, увела к себе. Накормила ужином. Дыня, арбуз, виноград – в изобилии. Но духота! Бытовых кондиционеров тогда не было. Сидели у открытых дверей, на сквозняке. Пили зеленый чай из пиал. Люся рассказывала нам о житье-бытье, мы – о себе. Женька уехал в дивизион, предупредив, что у меня пара дней на обустройство, а потом на службу – принимать должность.
Из мебели две солдатских кровати и табуретки. На кухне стояла газовая плита, имелся баллонный газ. Первый завтрак, за неимением стола, состоялся на подоконнике.Перекусывали и смотрели в окно, как в телевизор. Потом отправились по магазинам, чтобы приобрести самое необходимое и продукты.
Я решил у соседей инструменты не просить, но приобретать в магазине по мере необходимости. Одним из первых, приобрел молоток и пробойники с победитовыми наконечниками. Надо было развешивать занавески и выполнять другие работы, которые без молотка, отверток и т.д., были бы невозможны.
Этот молоток приобретен в 1969 году, служит по сей день. Цена изделия 50 копеек. (буханка стоила 16 к., мороженое-пломбир – 19 к. Зарплата л-та в то время – примерно 170 руб. Надо было обживаться...
Это сейчас - кирпич ли бетон, - включил перфоратор и за минуту пробурил стену насквозь. А тогда!, в 1969 году, чтобы сделать нужной глубины отверстия в бетонной стяжке над окном, (повесить шторы), надо было часика два поусердствовать пробойником с победитовым наконечником и молотком.
Надежда, естественно, выбрала необходимую кухонную утварь (кастрюли, сковородку и проч.) Начали потихоньку наводить уют. Первым серьезным приобретением был холодильник «Бирюса». Благо, в те времена можно было взять дорогостоящую вещь в кредит-рассрочку, не выплачивая никаких процентов.
Через два дня я уехал в дивизион, жена осталась на хозяйстве, приняв решение устраиваться на работу.
В следующих публикациях расскажу как начиналась служба, о Байрамали и природе Туркмении. Надеюсь, будет интересно. Читайте, оценивайте, делитесь.
*л-т – общепринятое сокращение офицерского звания «лейтенант»
**зрдн – сокр. - зенитно-ракетный дивизион; зрп – зенитно-ракетный полк
***Имя и фамилия подлинные. В последствии этот человек стал нашим другом. К сожалению, через несколько лет, поворот судьбы привел его к гибели...