Найти тему
Мама в эмиграции

Как сад на крыше способен направить горожанина по пути Дао

Оглавление

Что сегодня способен дать огромный город кроме больших денег? Особенно если ты успел ощутить радости скромного обаяния буржуазии, живущей в пригороде. Город по-прежнему дает нам разнообразие и скорость. От этих переменных зависит, насколько мы продуктивны и удовлетворены. Проблема только одна: как замедляться после ускорения. Неизменная точка вашего баланса в большом городе — личное пространство вашего дома. И если вы готовы вложить несколько десятков миллионов в покупку недвижимости, то выбор этот требует спокойного ума.

-2

Есть такое искусство — тядо, Дао Чая. Один из многих путей для достижения гармонии. Еще есть путь цветка кадо, путь податливости дзюдо, путь меча кэндо. Совершая день за днем ритуал чаепития, вы дисциплинируете ум, успокаиваете и очищаете свое сердце. Эта церемония умиротворения. В традиции тядо к чайному домику вы должны пройти через обязательный чайный сад — «росистую землю, путь за пределы плывущего мира», как говорил мастер церемонии Сэн-но Рикю. Много ли в Москве вы знаете людей, которые умеют превращать чаепитие в ритуал?

А домов, где есть приватный сад? Один из них находится у всех на виду, но никому не виден. Возможно, вы не единожды проходили мимо — от Триумфальной площади к друзьям на Патриаршие или на бизнес-встречу на улицу Гашека. Сад самый настоящий, разбит на крыше дома, а дом построил несколько лет назад известный московский девелопер — группа компаний «Галс».

Архитектура созерцания

Этот проект получил название «Сады Пекина». Ближайший сосед легендарной гостиницы, на которую, кстати, из ряда апартаментов открываются редкие виды. Прямо на противоположной стороне — не менее легендарный Булгаковский дом. Те, кто уже переехал в комплекс, живут на Маяковке, но счастливым образом дистанцированы от суеты, поскольку их дом надежно скрыт застройкой первой линии Садового кольца и «щитом» гостиницы.

-3

Тихий двор — первая точка замедления на этом пути московского Дао. Архитектурное впечатление дома также негромкое. Вас не проверяют на знание стилей и не пытаются впечатлить декором. Линии направляют взгляд вверх. Темно-зеленый гранит цоколя напоминает о цвете воды в пруде с золотыми рыбками. Все приведено в баланс.

Этот дом выглядит скорее по-сингапурски, чем по-московски. Мы привыкли к парадигме избыточности, здесь нам предлагается другой путь — достаточности. И в этой простоте есть глубина, которая задает планку цены и ценности. Архитектура важна. Как в медитации определенная асана — положение тела — или мудра — положение рук — влияют на движение энергии, архитектура в пространстве создает структуру, которая влияет на ваше настроение и состояние. Это система координат, и не только эстетическая. В одних домах вы замедляетесь, в других ваше внимание рассеиваться, в третьих вам хочется все время ускоряться.

«Архитектура — это, по сути, общественное пространство, где люди могут собираться и общаться, размышлять об истории, думать о жизни людей или о мире»,— говорит, пожалуй, лучший проводник дзена в камне Тадао Андо. Он стал известен благодаря зданиям, в которых заметно влияние модернизма: следствие его раннего интереса к Ле Корбюзье. Еще мальчиком Андо увидел в книжном магазине альбом французского архитектора. И так впечатлился, что стал копить на дорогую книгу. Позже Тадао назовет свою собаку в честь Ле Корбюзье. Отправится во Францию, чтобы найти мастера и познакомиться, но опоздает: архитектор умрет за несколько недель до его поездки. А про Ле Корбюзье мы обязаны вспомнить, если приходим в «Сады Пекина».

Сад на крыше

Концептуально сад на крыше стал одной из пяти «отправных точек современной архитектуры» в программной работе Ле Корбюзье, опубликованной в журнале L`Esprit Nouveau в 1920-е годы XX века. «Соображения технологии, экономии, удобства и психологии приводят нас к выбору крыши-террасы»,— вместо традиционной наклонной архитектор делал выбор в пользу плоской кровли, где можно было разбить сад, устроить место для отдыха или функциональное пространство, и даже для детей, как в одном из его проектов. Или функциональный лаунж, как сделали создатели «Садов Пекина», где можно медитировать по утрам, днем работать с ноутбуком, вечерами болтать за бокалом с друзьями.

-4

Ле Корбюзье считал, что сады на то и сады, чтобы в них радовали глаз не только декоративные кустарники или цветы, но и деревья, пусть и трех-четырехметровые. В доме на Маяковской последовали за мастером. Маленькие деревья здесь отлично смотрятся в кашпо. Чувство земли на высоте 60 м дарят пышные посадки многолетних растений. Чем не ритуал — наблюдать, как играет на ветру рожь, растирать кончиками пальцев лаванду и тимьян. Да и почему бы не добавить ароматных трав в чай?

В Японии уже более 20 лет принято решение озеленять все крыши больше 100 кв. м. Площадь воздушных террас в «Садах Пекина» — 293 и 256 кв. м. Декоративными садами оживили кровли обоих корпусов, доступ открыли только для собственников апартаментов и их гостей. Назвали террасы «Инь» и «Янь», что в полной мере отражает баланс эмоционального и рационального в их решении. Сад живет все сезоны, пока открыты террасы, а в этом вопросе все зависит от переменчивой московской погоды — например, в 2020-м проводить время на крышах можно было с апреля.

-5

Выше уровня земли

У московских девелоперов нет традиции обустройства открытых пространств, которую можно было бы воспринять и продолжать. В городской истории сады на крыше остаются исключением. До революции большинство были приватными и камерными, как в Чайном доме на Мясницкой, или в особняке Морозова на Воздвиженке, или в Клубе Московского купеческого собрания, где сейчас «живет» театр «Ленком». В начале XX века, в 1920-е годы, идеи конструктивизма сместили акценты. Крыши стали общественными и наполненными полезностями. Стоит вспомнить павильон в доме Эрнста-Рихарда Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке: на плоской крыше десятиэтажного здания в разное время были киностудия для панорамных съемок города, кафе и даже спортивная раздевалка при площадке для катания на роликах. Кстати, вы точно видели эту крышу — в некоторых сценах кинофильма «Служебный роман».

-6

До упомянутого выше Большого Гнездниковского от «Садов Пекина» всего 15 минут прогулки. Адрес на Маяковке дает, пожалуй, одно из преимуществ жизни в центре — свободу движения. За независимость от автомобилей, пробок и такси стоит заплатить ту сумму, по которой номинированы эти элитные апартаменты. Кстати, более чем доступные по сравнению с ценником недвижимости рядом с Садовым кольцом. Самый недорогой 60-метровый лот в «Садах Пекина» стоит 36,5 млн руб. Это почти в два раза ниже средней цены премиальных объектов: по данным Knight Frank, в 2020 году она составляла 80 млн рублей, прибавив за год 18%. Бюджет на покупку самых просторных 142-метровых апартаментов в «Садах Пекина» — 69 млн рублей. Предложения лучше в кварталах между «Белорусской» и «Маяковской» в новом готовом доме не найти.

Опыт дауншифтинга

Покупают апартаменты в «Садах Пекина» и для аренды, и для инвестиций, но в основном для себя. Средний возраст жителей квартала — около 40 лет, когда в жизни все уже определено с приоритетами, опыты дауншифтинга и путешествий получены, а в запросе — стабильность обстоятельств и чистота эмоций, чтобы сфокусироваться на реализации. Многие переезжают из своих первых квартир ради комфорта. И даже если проиграть в метраже, в ощущениях точно выиграешь — панорамные окна в пол меняют геометрию, превращая 60 «квадратов» в 80. Окна можно распахнуть настежь, что особенно приятно в апартаментах, выходящих в уютный двор соседней сталинки.

-7

«Сады Пекина» имеют основания быть упомянутыми в одном списке с универмагом Derry & Toms в лондонском Кенсингтоне с его историческими садами, миланским Bosco Verticale, нью-йоркским пентхаусом в отеле «Челси», сад которого старше 100 лет, и мэрией Чикаго, где на крыше высажено более 150 видов растений. Все эти истории можно прочитывать как городской манифест о том, что важно, и о том, что ускользает и исчезает из нашей повседневности.

Самые естественные для человека вещи — движение и взаимодействие с природой — жители городов должны планировать. Намеренно «добирать» количество шагов, преодолевать километры ради часа свежего воздуха. Имитация природных форм и материалов уже не компенсирует дефицит естественной среды в нашем окружении. И если стало возможным работать удаленно из любой точки мира — зачем же нам оставаться в городах? А ведь одобрение гибридного формата подтверждают и последние опросы. Так, согласно исследованию BCG и The Network при участии hh.ru, 89% респондентов заявили, что в будущем они предпочтут позиции, позволяющие хотя бы периодически работать из дома.

Однако город все еще создает архитектурные ситуации, а это значит, что люди будут собираться и общаться, как говорил Андо. И чувство общности для них создает точно не плотная застройка — не важно, в районе Бронных-Никитских или Выхино-Жулебино. Общность рождается только из любви: к идее, к дому, к цветку, который распустился на твоих глазах. Что еще нужно для счастья после сложного 2020 года? Подняться в сад, заварить чай, посмотреть на небо. Совершить свой ежедневный путь Дао.