Найти в Дзене
Фильмокнижие

«Плыл над землей пасхальный звон»: судьба иеромонаха Василия (Рослякова) и его небесная лирика

Молодой журналист, выпускник МГУ, капитан российской команды по водному поло, поэт. Он отрекся от мирской жизни и карьеры, став послушником Оптиной пустыни. Принял постриг, стал иеромонахом Василием.

В 1993 году, в день Светлого Христова Воскресения, иеромонах Василий с иноками Трофимом и Ферапонтом.

А мы встречали Пасху, общались с семьей, жили беззаботной студенческой жизнью.

Неужели мы ничего не почувствовали? А может, примолкли на минутку?

С иеромонахом Василием меня познакомила книга «Пасха Красная». И сразу так потянуло в Оптину. Об этой поездке пока не готова говорить, хочу помолчать.

-2

Весна для меня начинается с безотчетного желания слушать «Как лань припадает своими губами». Слушая строки этого псалма, написанного иеромонахом Василием, словно беседую с хорошим человеком, беседую без слов, только взглядами, так понимать может лишь чистая родная душа.

Смирение и достоинство – две редких составляющих магнетически действуют на меня в этом тексте.

Как лань припадает сухими губами
В полуденный жар к голубому ключу,
Так я в Воскресенье стою перед Храмом
И словно от жажды поклоны кладу.
Душу иссушит людское неверье,
Слезы и кровь предлагая в питье,
Как же не встать пред Церковною дверью,
Трижды крестом осеняя лицо?

Как не припасть к почерневшей иконе,
Если уж хлебом не сделался плачь,
Если при случае каждый уронит:
“Где же твой Бог, если ты не богач?”

Что же меня безпокоит былое,
Грустью глаза пеленяя мои,
Что ж про себя повторяю запоем
Эти безстрастно сухие псалмы?

Просто я душу свою изливаю,
Слезы мешая со словом простым,
Так водопады в горах призывают
Бездну откликнуться эхом своим.

Это поэтическое переложение 41 псалма: скорбь испытывает герой, удаленный от Храма. Он в изгнании Ермонских гор вспоминает храмовые молитвы.

Отчего бежал он? От «недоброго народа» и «человека лукавого и несправедливого». Автор древних псалмов, жалеет изгнанника Давида, пусть и наделенного властью, но благочестивого.

«Меня так же влечет к Твоему святому храму, Господи, как жаждущую лань к источнику», - гласит канонический псалом. И вот с этого сравнения иеромонах Василий начинает свое послание о силе веры и молитвы. Для него высшее счастье – «встать пред церковною дверью, трижды лицо осеняя крестом», «припасть к почерневшей иконе».

-3

Молитвенник, схимник, он сохраняет в предпоследней строфе древние формы написания.

Излить душу в молитве со слезами дано далеко не каждому, это требует глубокой внутренней работы, покаяния и очищения.

Но Всевышний в этих стоках не грозная сила, а искренний собеседник, излучающий Добро и Любовь.

-4

Пожалуй, я больше ничего не скажу об этих строчках. Прочитайте их несколько раз. Что вы почувствуете?

В келии отца Василия остался Апостол, закладкой было отмечено место:

Время отшествия моего настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный судия, в день оный»…

В Светлое Пасхальное утро я так хочу подарить вам встречу с моим любимым произведением «Как лань припадает сухими губами» иеромонаха Василия (Рослякова).

Христос Воскресе!