Можно ли восстановить ход сражения средневековых воинов, и соответствует ли картина битвы, созданная авторами исторических фильмов, тому, что происходило на самом деле? Все эти шлемы с перьями, латы, щиты и копья, яркие гербы, могучие кони и ещё более могучие воины, обменивающиеся беспощадными ударами и продолжающие после таких ударов сражаться с новой силой – как всё было на самом деле?
Я люблю читать и сравнивать. Историкам известны сражения, которые не оставили никаких материальных следов – это и Куликовская битва, и Грюнвальдская. И если про Куликовскую скептики говорят, что её следы ищут совсем не там, где она происходила на самом деле, то про Грюнвальдскую известно множество точных подробностей: кто участвовал, как и где строились противники, кто и откуда атаковал, подсчитана численность бойцов и количество павших, на месте битвы практически сразу после кровопролития воздвигнута часовня, но нет никаких следов погребения тысяч воинов.
Поэтому открытием стали найденные братские могилы воинов, похороненных после битвы при городке Висбю в 1361 г. на острове Готланд. Останки почти 1200 воинов извлекли, а затем провели судебно-медицинскую экспертизу, и оказалось, что большая часть воинов была ранена в ноги, преимущественно в голени. Найдены даже останки, где обе голени просто отсечены. Очень мало повреждённых рук, но много рубленых ран головы. В битве датские рыцари и наёмники сражались против местного ополчения – можно по ранам сделать вывод, что профессионалы столкнулись с вооружённым населением, и именно профессионалы отработанно сначала наносили удар ниже щита, а затем добивали упавшего – возможно, что и не сразу: большинство останков найдены в кольчугах и пластинчатых доспехах, но без шлемов – победители забрали шлемы, добили ударом в голову, но не взяли доспехи: то ли броня показалась профессионалам слишком примитивной, то ли тела на летней жаре уже начали разлагаться...
Ещё одна братская могила рассказывает о характере наносимых ударов в ходе сражения под Алжубароттой в 1385 г., где столкнулись португальцы, привлёкшие отряд английских наёмников-лучников, и кастильцы, которых было больше, но лучники не оставили им шансов.
Историки в течение многих лет тщательно исследовали останки и фрагменты почти 400 воинов. Удалось определить и возраст – от 20 до 60 лет – и рост: большинство были весьма рослыми, от 166 и выше, а некоторые достигали 175 см.
И снова обнаружены следы рубящих ударов по ногам, а у большинства повреждены черепа. Некоторые убиты ударами сзади – рубили бегущих или добивали. Найдены множественные следы колющих ран от арбалетных болтов и стрел.
Сражение при Таутоне в 1461 г. во времена войны Алой и Белой розы было весьма кровопролитным, потери оценивают по разным источникам не менее 13 тысяч. Удалось обнаружить захоронение, которое позволило представить характер происходившего: треть ран нанесена в ноги, остальные – в голову, причём получается по систематизации травм, что каждый павший получил 3-4 удара, и только один из них – в затылок. Резня шла страшная, ожесточённая, лицом к лицу – гражданская война во всей красе! Причём каждый третий павший имел на черепе следы заживших ран разной степени тяжести – сражались профессионалы, прошедшие не одну битву.
Получается, что рукопашные бои средневековья ничем не похожи на красочные бои в фильмах и в «битвах» реконструкторов. Основная цель – голова и ноги. Короткий поединок, максимально быстрое воздействие, один-два удара: подрубить ногу, ошеломить мощным ударом в голову, потом добить, причём схожесть ран говорит о хорошо отработанном приёме – воюют профессионалы, прошедшие школу – это утверждают и очень похожие, поставленные удары.