Оценка: 7 из 10
Израильская драма «Ася» была показана в рамках ММКФ-2021 и выходит в российский прокат 29 апреля 2021 года. Режиссёр: Рути Прибар. В ролях: Алена Ив, Шира Хаас, Тамир Мула, Гера Сандлер и другие.
Израильская лента с очень благозвучным для русского зрителя названием «Ася» из разряда фильмов, которые могут сломать тебя об колено. Морально уничтожить, вывернуть наизнанку, камнем придавить в кресле зрительского зала и оставить тебя наедине со слезами и непростыми, гнетущими мыслями. После просмотра так и хочется риторически воскликнуть: зачем, зачем люди снимают такое, а потом отпускает – смерть же такая же неотъемлемая часть жизни, которую кинематограф просто не может игнорировать.
Да, реалистичная до мурашек по коже израильская лента рассказывает о смерти, а точнее о её принятии, хотя поначалу всё начинается с праздника жизни. У главной героини Аси (Алена Ив) есть взрослая дочь Вика (Шира Хаас), пока мама до глубокой ночи работает медсестрой в больнице, Вика влюбляется в парней, мечтает о сексе, балуется алкоголем, который ей противопоказан. Она пьёт таблетки, помогающие ей избавиться от недуга – приступов, вызывающих спазмы ей правой руки. Ася говорит по-русски, Вика на иврите, но обе они прекрасно понимают друг друга, хотя не обходится без столкновения поколений. Дальше начинается страшное: из подростковой истории о юности и взрослении кино вступает на территорию мрачной драмы. Болезнь Вики стремительно прогрессирует, парализуя всё тело, а её маме приходится воочию наблюдать за тем, как единственная дочь угасает без надежды на выздоровление.
Для Рути Прибар это режиссёрский дебют, хотя в глаза неопытность не бросается. Наверное, в первую очередь благодаря сильным актёрским работам: У Ив до этого были лишь какие-то локальные работы, но зато имя Ширы Хаас громко прозвучало в прошлом году на международной арене из-за сериала Netflix «Неортодоксальная». За роль в нём Хаас получила номинации на «Золотой глобус» и «Эмми», так что «Ася» становится для актрисы следующим, вполне убедительным шагом вверх по карьерной лестнице.
Тема принятия смерти, особенно когда она затрагивает молодых людей и родственные связи, воспринимается всегда болезненно. Это страшно, очень страшно – видеть, что любимый человек умирает на твоих глазах, а ты ничего с этим поделать не можешь. Кино, естественно, эмоциональное, но не перебарщивающее с этим, хотя смотреть всё равно тяжело. Во многом опять же за счёт двух прекрасных актрис – играют натурально, как настоящие дочь и мать, а динамика в их отношениях добавляет фильму реалистичности и чувство подлинной личной трагедии, в которую невозможно не поверить и не прочувствовать.
Вадим Богданов, InterMedia