Найти тему
d.j_travel

Древний Ани. То теряя, то путая след, я войду в этот город, которого нет...

В той новогодней поездке по Западной Армении у меня было несколько долгожданных событий: восхождение на Ванскую крепость города Тушпа - столицы древнего государства Урарту, посещение острова Ахтамар и церкви Сурб Хач на одном из озёр Великой Армении - Ване, и встреча с горой Арарат, отобранной у армянского народа.

Четвёртое событие, пожалуй, самое главное. Я вошла в «город, которого нет», город-призрак, город 1001 церквей, город АНИ...

Предположительно, в V-VIII веках - феодальное владение князей Камсараканов. В 961 году, благодаря царю, Армении Ашоту III Багратуни, Ани становится столицей Армении. В 992 году в Ани переносят резиденцию Двинского католикосата Армянской Апостольской церкви. К тому моменту население города достигло примерно 100 тысяч жителей. В 1030 году население Ани, по некоторым данным, составляло уже около 1 млн. человек. Это был самый красивый город мира, город тысячи и одной церкви...

В 1044 году в Ани вошла византийская армия, которая свергла власть Багратидов. В 1064 году в город вторглись турки-сельджуки - 24 дня они осаждали город, после чего вторглись в него и уничтожили жителей. В 1072 году сельджуки продают практически пустой Ани мусульманскому роду Шедаддидов. Те были курдами и, в целом, вели мирную политику по отношению к местному населению. И даже вступали в брачный союз с некоторыми представителями армянского рода Багратуни. Но когда Шедаддиды начали вступать в конфликт с анийцами, бывшими преимущественно армянами по национальности, последние написали письмо грузинским Багратидам Грузии, призывая о помощи.

Грузино-армянские войска брали Ани в 1124, 1161 и 1174 годах, но каждый раз город возвращался Шеддадидам. В 1199 году войска грузинской царицы Тамар взяли Ани и изгнали Шаддадидов. Управление городом было передано управлять армянским генералам Закарэ и Иванэ. Так появилась династия Закарянов. Ани снова расцвёл, многие здания были восстановлены или заново построены, появились новые оборонительные укрепления, возведены храмы. Город Ани вновь стал столицей Армении, на этот раз управляемой Закарянами.

В 1226 году монголы пытались взять город, но безуспешно. Через несколько лет они все-таки войдут в Ани, уничтожив почти все население. Закаряны продолжат править городом, но теперь уже будучи вассалами монголов, а не грузин.

Тамерлан взял Ани в 1380-х годах, перебив местное население. Десятки тысяч армянских семей были взяты в плен и увезены в Астраханское ханство. Позже они оттуда бежали в Крым и Польшу. После смерти Тамерлана Кара-Коюнлу заняли территорию Армении, перенеся административный центр области в Ереван. В 1441 году армянский католикосат был возвращен в Эчмиадзин.

Персидская династия Сефевидов правила городом Ани с 1510 до 1579 годы, когда он перешёл к Османской империи. Город оставался в пределах крепостных стен до XVII века, а затем дома стали строить и за их пределами. К середине XVIII века Ани опустел.

В 1878 году город вошел в состав Российской империи. В 1918 году, после распада Российской империи, Ани стал частью Первой республики Армения и оставался в ее составе до 1921 года. Сразу после провозглашения независимости в 1918 году турецкие войска вторглись в Ани. Турки вывезли из города десятки тысяч произведений искусства, которые навсегда утеряны для мировой культуры. В 1921 году по Карсскому договору Ани передали Турции. В мае 1921 года Великое национальное собрание Турции приказало Кязыму Карабекиру «стереть памятники Ани с лица Земли»...

Сегодня Ани - город-призрак. К тому же, рядом находится поселение курдов, которые постоянно копают в древнем городе, засоряют историческую территорию, выгуливают там скот. А турецкие историки в это время быстренько «переписывают» историю земель Западной Армении на «турецкий» лад. Вся надежда на мировое сообщество, которое не даст окончательно стереть с земли древний армянский город Ани...

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12

-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20

Древний Ани расположился на большом треугольнике между двумя реками Ахурян и Ани. Территория царства огромная! За два часа экскурсии мы увидели около 10 наиболее сохранившихся храмов «города 1001 церкви». А сколько их здесь лежит в руинах или из-за погранзоны недоступно для осмотра!

Первый объект на нашем пути - церковь Всеспасителя, которая была возведена в 1035 году. Сегодня к ней невозможно подойти - она за колючей проволокой.

-21
-22
-23
-24
-25

Пишут, что стены церкви покрыты длинными высеченными надписями, благодаря которым была выявлена большая часть ее истории создания. Как гласит одна из надписей, церковь Всеспасителя была построена по поручению Аблгариб Пахлавуни, где он разместил частицу Истинного Креста. Кроме того, сохранились еще три надписи: первая, свидетельствующая о реконструкции церкви и строительстве двух притворов в 1193 священником Трдатом, вторая - о возведении колокольни человеком по имени Мхитар в 1291 году, и, наконец, последняя запись - о восстановлении купола церкви в 1342 году Ваграмом Захаридом. Восточная половина церкви рухнула во время шторма в 1957 году. Остальная часть церкви пострадала во время Спитакского землетрясения в 1988 году и сейчас находится под угрозой полного обрушения...

-26

Идем дальше.

-27
Ущелье реки Ахурян. Вдали видна Армения. Это село Харьков.
Ущелье реки Ахурян. Вдали видна Армения. Это село Харьков.
-29
-30
Ущелье реки Ахурян.
Ущелье реки Ахурян.

Следующая церковь, которую мы увидели в Ани, была сооружена на средства богатейшего местного жителя Тиграна Оненца, о чем говорит сохранившаяся на одной из стен надпись с именем заказчика церкви. Купец не только оплачивал строительство, но и снабжал храм золотыми и серебряными крестами, светильниками, сосудами, религиозными реликвиями. А также Оненц соорудил при церкви разнообразные жилища для монахов, священников и князей.

«Аниец подарил церкви 8 деревень, 6 садов, ханапары (гостиницы) (кстати, сам Оненц имел 4 ханапара), все дома на улице Хатецонц, ларьки, бани, кабаки, мельницы, маслодавильни, участки земли и даже часть водопровода»...

Оненц был известным меценатом, обладал огромным состоянием, и даже одна из улиц Ани носила его имя...

-32
-33
Даже и не верится, что я там была...
Даже и не верится, что я там была...

Уникальность церкви Тиграна Оненца, воздвигнутой в 1215 году, состоит в ее фресках, относительно хорошо сохранившихся и дошедших до наших дней. На стенах храма изображены и Григорий Просветитель, и его сыновья Аристакес и Вртанес, и епископ Леонтий Кесарийский, от которого Григорий Просветитель принял сан епископа. Изображений сыновей Святого Григория и Леонтия Кесарийского нет больше ни в одной из армянских или грузинских церквей.

Об авторах фресок ничего неизвестно, но некоторые историки предполагают, что рисунки были выполнены грузинскими мастерами. «Но поскольку такие персонажи, как, например, сыновья Григория, не были причислены к лику святых в грузинской церкви, то грузинские иконописцы не стали бы изображать их на стенах церкви»...

Войдем в храм.

К сожалению, я совершенно не умею «читать» фрески. Так что, выкладываю чужое описание: «Во фресках раскрыты две основные темы: жизнь Христа и жизнь Святого Григория Просветителя. Купол содержит поврежденное изображение Вознесения в виде бюста Христа, который несет четыре ангела, под ним изображение Марии и двенадцати Апостолов. Восточная половина церкви содержит сцены из жизни Христа: Благовещение, Рождество, вход в Иерусалим, воскрешение Лазаря и т.д. В апсиде фигура Христа, ниже изображение Христа в общении с его апостолами, ниже снова находится ряд епископов или пророков (они были недавно уничтожены белизной).

Западная половина церкви содержит 16 сцен из жизни святого Григория Просветителя: испытание перед царем Трдатом, различные пытки, заключение в яме, мученичество святого Рипсиме, крещение царя Трдата и царей Грузии, Абхазии, Кавказской Албании и т.д.

Над дверью к часовне к югу от апсиды находится необычная панель, содержащая мотивы, которые вызывают шелковые текстильные конструкции того времени. Четыре связанных медальона заключают асимур, мифическую львиную птицу из персидской легенды.

Фрески притвора чуть более позднего периода, выполнены в византийском стиле, сегодня разрушены или сильно повреждены из-за выветривания. На внешней стене церкви, над и справа от входа, изображено Распятие. Плач Марии с другой стороны. На северной стене притвора находится теперь очень выцветший образ Рая, с Исааком, Иаковом, Авраамом, Марией, Адамом и существом Тетраммором, охраняющим Небесные Врата. На нижней стороне арки также изображены фигуры святых или пророков».

В том, что турки уничтожили лица на фресках, ничего удивительного нет. Но более серьезный урон нанесен в начале 90-х годов - доступные по высоте изображения покрыли белилами, фрески северной стены в нижнем реестре просто скололи. Это не могло быть сделано без использования лесов, лестниц и официальных санкций...

Варвары какие-то!!! Неужели так вести себя им диктует их религия?!

Извечный спор между Арменией и Грузией - где чьё!)

Кстати, поводом для ученых считать, что данная церковь грузинская, служит:

1. В ту историческую эпоху, когда расписывался храм, в армянском изобразительном искусстве еще не существовало подробных фресковых циклов. Росписи могли быть выполнены художниками из Грузии.

2. В то время город Ани находился под грузинским контролем. Поэтому некоторые относят церковь Тиграна Оненци к Грузинской Православной церкви.

3. Надписи на грузинском языке. Хотя и этому нашли пояснение: «В ХIII веке, во время правления княжеского рода Закарянов, община армян-халкидонитов переживает бурный расцвет и имеет большое влияние. Фрески в церкви появляются после того, как она отходит к православным армянам, которые, в свою очередь, подчиняются патриарху, хоть и автономны. Следовательно, официальный язык у них грузинский. Именно поэтому надписи и выполнены на грузинском».

Анийская церковь, построенная в честь Сурб Григора Лусаворича, как будто парит над ущельем реки Ахурян. Здешние пейзажи невероятно красивы! Хочется и летом на них взглянуть. И повод есть для еще одного приезда. Об этом чуть позже...

-39
-40

-41
-42
-43

Кроме церкви, посвящённой Григорию Лусаворичу, богатый аниец Тигран Оненц в начале XIII века выстроил еще одну церковь. К сожалению, туда пока не получилось попасть - из-за отсутствия времени. Но дорогу я теперь знаю! Хоть и пишут, что это погранзона, и доступ к объекту закрыт, но она посещаема туристами, и довольно таки-часто.

Девичья обитель (монастырь Рипсимеанок), XI век и храм Сурб Рипсиме, XIII век, вернее - то, что от них осталось, находятся на склоне ущелья реки Ахурян.

Монастырь, судя всему, занимал большую территорию и был окружен стеной, часть которой сохранилась. Обитель поддерживала, а находилась она вне городских стен, связь с Ани через крытый зал, вдоль которого располагались кельи. Известно, что монастырь опустел в XIX веке, и примерно через 100 лет представлял из себя уже одни развалины.

Кто именно был архитектором Девичьей обители - неизвестно. Но предполагают, что Ехбайрик - фамильный архитектор семейства Оненцов...

-44
-45

Известный горожанин Ани, купец и меценат, Тигран Оненц был похоронен в усыпальнице, которая находится пещерной части города Ани. Чисто случайно, она оказалась на одном из моих фото. Тогда, конечно же, я ещё не знала, что это за место. К сожалению, к нему доступ тоже запрещён.

Пещерный город Ани. Считается, что именно в этой части похоронен Тигран Оненц.
Пещерный город Ани. Считается, что именно в этой части похоронен Тигран Оненц.

Но и это ещё не все о Тигране Оненце...

Главный храм Ани - Кафедральный собор Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы). Предполагают, что его строительство началось в 989 году, под руководством короля Смбата II и завершено к 1001 году, по приказу королевы Катранидех (Екатерины), жены короля Гагика Багратуни, преемника Смбата. О чем гласит надпись на южном фасаде храма.

Архитектором этого величественного сооружения был Трдат - один из самых знаменитых во времена средневековой Армении. «Вознесся собор в юго-восточной части города - напротив моста через реку Ахурян. Огромный серебряный крест, привезенный из Индии, украшал купол. Богаче остальных был оформлен южный фасад: здесь Трдат расположил царский вход, по обе стороны от которого поместил изображения готовых взлететь орлов. Это была дань армянской традиции - нести орлов впереди торжественно шествующих царей. Войти в храм можно было, спустившись по высоким ступеням. Анийский собор был опоясан декоративной аркадой и богато украшен резьбой...».

-47
-48
-49
-51
-52
-54

Во время осады 1064 года турки, разграбив город, сняли с крыши собора большой крест и превратили собор в мечеть, назвав Фетхие Камизи - мечеть Победы.

В 1124 году собор снова стал христианским. Надписи на стенах сообщают о том, что в начале XIII века здесь были проведены реставрационные работы. Есть также сведения и о уже знакомом нам купце Тигране Оненце. Будто он в 1213 году принимал участие в восстановлении храма и отремонтировал его ступени.

Основные повреждения собор получил во время землетрясений 1319, 1832 и 1988 годов. Сегодня здание Кафедрального собора опутано строительными лесами. Ведутся восстановительные работы. Интересно посмотреть, как будет выглядеть турецкая реставрация? И как после неё будет называться храм/мечеть - снова Фетхие Камизи?!

-55

Каньон реки Ахурян - красивейшее место!

А вдалеке видна Анийская цитадель. Но времени, чтобы дойти до этой крепости, у нас не было. Может быть, в следующий рад получится.

-56

Очень древние места! Историки предполагают, что крепостные валы цитадели частично датируются временем, когда династия Камсаракан управляла Ани - в VII веке. Сегодня в цитадели можно осмотреть остатки трех церквей - Дворцовой Камсараканской церкви, Мавзолей княжеских детей и Гексагональную церковь.

-57

С берега Ахуряна можно разглядеть не только Цитадель, но и старинную церковь. Попробуем и к ней как-нибудь подобраться, хотя официально - прохода нет. Называется этот объект - церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы), или Ахчкаберд - Девичья крепость. Постройка XIII века, к которой вели две дороги. Подъем от города занимал около 2-х часов. В 1988 году землетрясение разрушило ту часть стены, на которой была надпись, гласившая: «Во времена царицы Тамар, помазанной Богом и благочестивой, я, шаханшах Закьяриамирспасалар, ее верный слуга, сын великого Саргиса Макаргрцели, по воле Божьей воздвиг этот памятник ... в этом монастыре, рядом с церковью, построенной нашим Просветителем, святым Григором...».

-58
-59

«Здесь никогда не велись раскопки, руины церкви первозданны и не тронуты. Панорамный вид на город впечатляет, так же как и виды вдоль берегов Ахуряна, образующих границу между наследием и современностью». Мне туда непременно надо попасть!) Люблю незатоптанные места!

...Этот мост, перекинутый через реку Ахурян, наверняка был арочным! Дорога, проходящая через Анийский мост, построенный в период правления Багратидов, являлась частью Великого Шелкового пути.

-60

-61

-62
-63
-64

На обоих берегах, на различных расстояниях от основных опор моста, стояли береговые устои. Пролеты между ними и средними опорами перекрывались деревянными разводными сооружениями. Композиция и конструкция моста были целиком подчинены главной идее обороны города. Одним из звеньев ее и был описываемый мост, назначение которого состояло не только в переправе дороги в город, но и при возникшей необходимости в прекращении доступа людей с левого берега на правый путем разведения малых деревянных пролетных сооружений. Той же цели служили двухэтажные башенные надстройки над двумя основными опорами моста. Устроенные в башнях ворота (втиснутые в арочные проемы) при надобности запирались, и размещенная в них стража и чиновники взимали с проходящих купцов пошлину за провоз товаров по мосту.

-65

К сожалению, сегодня к мосту прохода нет. Ведь около него проходит государственная граница между Арменией и Турцией. И она закрыта с 1993 года.

На глаза попалась статья от 2010 года, в которой говорилось о желании армянских архитекторов реконструировать мост. Национальный комитет ИКОМОС в Турции также одобрил этот проект и вроде бы даже получил «позитивный ответ» от турецкого правительства. План реконструкции моста взволновал близлежащее приграничное армянское селение Харьков, из которого видны полуразрушенные купола церквей Ани на территории Турции.

«Все мечтают увидеть Ани, и вместо того, чтобы ехать туда через всю Турцию, можно будет просто прейти мост пешком» - радовались одни жители. Другие возражали: «Даже если мост в Ани и восстановят, то он останется по другую сторону колючей проволоки, разделяющей Армению и Турцию. Это все в интересах Турции, чтобы можно было продемонстрировать его миру и сказать: «Смотрите, какие мы добрые и щедрые. Мы восстанавливаем армянские памятники».

-66

По мнению армянских специалистов, «мост соединит не просто два берега реки, а две страны, чтобы люди – представители обеих наций – начали постепенно общаться друг с другом». С момента той публикации прошло уже больше 10 лет...

Я продолжу рассказ о древнем городе Ани.

Если понравилась статья, подписывайтесь на мой Дзен-канал, ставьте лайки, пишите вопросы и комментарии.

Всем всего самого наилучшего!!!

А еще можно прочитать другие статьи:

Путешествие по Западной Армении. Карс. Гордый, неприступный и навсегда потерянный.

Армавирская область Армении. Две столицы на границе.

Араратская долина Армении. Место встречи изменить нельзя. Апрель 2021 года.

Путешествие по Западной Армении. Арарат сто лет спустя.

Как в Араратской долине Армении раскрылся самый большой обман моего детства...

Вайоцзорская область Армении. Где учились лучшие умы Сюника.

Тайны Вайоцдзора. Где спрятан один из бриллиантов с перстня княгини Софьи.

Вайоцдзорская область Армении. Магическая сила Джермукского ущелья.

Вайоцдзорская область Армении. Вайоцсар и Чикиванк.

Сюникская область Армении. Где находится и как выглядит сердце Зангезура...

Сюникская область Армении. О древнем Сисиане замолвлю я слово...

Армения. Продолжаем знакомиться с Сюником. Сисиан: вокруг да около.

Армения. Прогулка по Зангезуру. От Татева до Бардзравана.

Армения. Прогулка по Сюнику. В поисках моста Лалазара...

Армения. Прогулка по Сюнику. От Каджарана до Гориса.

Капан: вокруг да около. Усыпальница сюникских царей.

Армения. Прогулка по Сюнику. От Шикаоха до Капана.

Чудеса края Имерети. Открытию грузинских границ посвящается...

Южная Армения. Ущелье плача близ Мегри.

Южная Армения. Король Нрнадзора.

Южная Армения. От Мегри до Нрнадзора.

Оранжевое золото Мегри.

Южная Армения. О Мец Тахе и не только...

Южная Армения. Жемчужина Покр Таха.

Южная Армения. Путешествие в Медовый город.

Безмолвный свидетель многовековой истории Арцаха. Монастырь Амарас.

Древний Арцах. «Монастырь мизинца» - место, где очищается душа...

Когда-то в этих влажных гротах кипела жизнь нелегкая в заботах...

Что такое презепе и история главного хулигана Неаполя.

Вкус Неаполя. Это сладкое слово Баба!

От Тайка до Тао Кларджети. Прошлое и н астоящее первого Великого Кафедрала.

Прародитель армянского храма Звартноц в турецком селе Пенек. Загадки монастыря Банак.

Неизвестный Ерев ан. Тайна персидской комнаты.

Лорийская шкатулка. Каменные львы над рекой Дебед.

Лорийская шкатулка. Перстень Ашота Милостивого.

Лорийская шкатулка. Сокровища Ахталы.

Судьба Человека. Армянский тифлисец Микаэл Арамянц.

Судьба армянина. Предприниматель и меценат Микаэл Арамянц.

Арцах. Что такое зов крови для настоящего армянина...

Душа Арцаха. Секреты самого красивого ущелья.

Монастырь Катаро, парящий над Арцахом. Место, где вырастают крылья...

Прошлое и настоящее священной карабахской горы.

Неизвестная Армения. Храмы «Мачу Пикчу».

Неизвестная Армения. В поисках «Мачу Пикчу».

Душа Арцаха. Церковь Ванкасар и город самого крутого армянина в истории.

Вкус Армении. О том сказ, как спас казаков спас.

Чудеса Армении. Каменные изваяния Мецамора.

Душа Арцаха: Тайна белоснежного храма...

Вкус Арцаха: Секреты карабахского хлеба

Вкус Армении: О, ХАШ! или Суп бедняков, покоривший весь мир!

Nîmes: малоизвестная родина известных брендов

OS DE CIVIS: Испанская деревня в андоррской глуши

ФРАНЦИЯ: Горд Очаровательный

"Орлиное гнездо" на вершине Прованса

Лавандовый рай аббатства Сенанк

ПРОВАНС: О древнем Арле, Ван Гоге и не только