Как я уже приводил в ранее опубликованном, изыскатели - народ субуго пьющий, по большей части.
Если цитировать, то звучало это так:
"...если задаться целью - в многочисленных далёких уголках нашей страны всё еще нет-нет да и встречаются то настоящие индейцы, то флибустьеры изысканий и им подобные конкистадоры от естествознания. Кто ищет, тот всегда найдет, но в этом деле главное - не поддаться ложным поверхностным стереотипам и не принять их при первой встрече за угрюмых пьяниц. Но тут уж всё зависит от того, кто что хочет увидеть и, в общем-то, это справедливо."
Отсюда, для въедливых. Год назад, что характерно )
Так вот.
Изыскатель - профессия анархичная, командировочная и часто имеющая достаточно размытое понятие дома. Формально он есть, конечно, но часто - там не особо переживают по поводу многонедельных командировок. А бывает, что и некому.
Изыскатель - это, как правило, геодезист, геолог или гидролог. Это если говорить о тех, кто бородат, свитероват, нетребователен к условиям обитания и не терпит контроль с 9 до 18.
Изыскатель в массе своей самостоятелен, предпочитает обходиться тем, что имеет и своё время расписывать в зависимости от этого. Потому нелюбим офисным планктоном. А если планктон имеет военноотслужившее прошлое, особенно в офицерском звании и на руководящей должности - любви не случится, ни при каких условиях.
Не, во всех правилах, конечно, бывают исключения, но, как выражается один мой знакомый суровый геодезист
- Бачковое питание с детства. Это не лечится, забей.
Дело в том, что изыскательская работа, как происходит из названия, заключается в том, чтобы выяснить, как обстоят дела там, где никто не знает, как. Это сложно спрогнозировать во времени, разложить по полочкам и этапам, да так, чтобы всё прошло без сбоев и потерь. Привыкшим ходить в ногу строем и поворачивать по команде в заданных местах - постичь сложно, почти никогда. А назначать на руководящие должности их у нас в стране очень любят, ввиду изобилия сорокапятилетних пенсионеров. Так и живём.
Вверенное мне подразделение сия чаша миновала, раз уж я тут, но это скорее исключение, чем правило. Впрочем, хватает и в моей жизни )
Итак, со вступлением покончено, пора переходить к теме заголовка.
Как я уже говорил, изыскатели - люди сугубо пьющие.
Это проистекает из образа жизни. Утром уехал из лагеря/квартиры/гостиницы (если изнежен сервисом). Отработал свои 8/11/13/16 часов, потом - в место постоянного временного обитания. День, неделю, месяц, два, три, четыре...
Постоянно одно и то же. Выполнил задачу - и либо упал и выключился, либо пришёл, приготовил ужин, упал и выключился. Это если 11 и более часов. Если меньше - алгоритм другой. А ещё есть выходные.
Когда все дела сделаны, а спать ещё поздно - сущность требует ощущений. Любых. Творчество, приключение, любовь, ненависть, познание, etc... Годится всё. Чтобы заполнить пустоту.
Кто-то смотрит тупые и не очень фильмы. Кто-то читает. Кто-то разговаривает с семьёй по телефону/скайпу/ваззапу. Кто-то ходит на рыбалку. Кто-то в музеи. Кто-то лежит, глядя в потолок, кто-то ходит в тренажерный зал.
Но в итоге почти к каждому вкрадчиво стучится в дверь услужливый Демон Алкоголь (С). Потому что невозможно годами проводить время наедине с собой при возможности быть в компании с приятным собеседником.
И со знакомства с этим персонажем начинаются скитания сознания. Или в потёмках, что чаще, или на свету. Смотря что кто выбрал, или смотря кто откуда выбирался.
Тут формируются буквально три категории.
Первая и самая многочисленная - пьющие в пустоту. Этих демон жрёт на раз и ничего им не даёт взамен - они спиваются до нуля. Это та самая категория запойных персонажей, входящих в запой смело и с барабанами, выходящих же трясущимися, бледными и прозрачными. Часто - с помощью доктора, вызванного участниками третьей категории и относящегося обычно к ним же.
Этим свойственно непреходящее чувство вины, беспокойство, самоотверженность в трезвые часы и полная безответственность в часы дружбы с Демоном. Они проиграли, они ушли из мира людей в мир теней.
При должном усердии их можно извлечь оттуда и попытаться вернуть обратно в мир людей, но - зачем? Если человек не смог договориться с самым дружелюбным из демонов и тот не удостоил его равноправного диалога - то какая польза от него в мире людей, где демонов пруд пруди?
Извлечённых обычно называют "завязавшими" и их мнение в мире людей* никого особо не интересует. В целом они с этим согласны, потому что осознают, что проиграли первую же битву.
Оставим их за серой пеленой обыденности, вне зависимости, вышли они, или нет. Всё равно. По сути - не вышли, живя в вечном страхе.
Вторая категория - сомневающаяся.
Они не уверены, что Сир Алкоголь диктует им правильный путь, но, глядя на состав третьей категории - надеются к ней примкнуть.
Зачем пьют - осознают в целом, но конкретной цели не ставят. Согласны с тем, что Алкоголь - интересный собеседник, но есть одна проблема. Он должен быть в компании с генерирующими направленность возлияний и всё это - с четким обозначением целей мероприятий. Если таковых не находится или они вдруг исчезают из цикла - участники второй категории быстро сваливаются к первым и отчаливают в мир теней.
Часто бывает, что паства, причастившись к поклонению Демону Алкоголю через апостолов из третьей категории, причисляет себя к ней. Но, не разобравшись в целях и средствах, культивирует своего рода карго культ. То есть жрут, но не понимают, зачем.
И процесс сводится к:
- Мишаня, возьмём?
- А почему бы и нет?
...
- Блеаааать, ну зачем надо было столько жраааать вчера???
- ...
И так - с циклом в четыре - пять дней. Они пьют с неясной целью, в этом их печаль, беда и провал.
Третья категория алконавтов от изыскательства - это категория особенная.
Они люди творческие, они делают это с пониманием процесса, изощрённо и балансируя на грани.
На грани пользы от расширения сознания во славу творчества, на грани зависимости от Демона Алкоголя и его подчинения, на грани реального мира и мира измышлённого.
И из этого симбиоза рождаются либо шедевры, либо кошмары.
Изыскатель из этой категории всегда являет собой что-то среднее между доктором Джекилом и мистером Хайдом.
Стивенсон, когда писал свою нетленку, имел в виду примерно это. Изыскатель из третьей категории - он изыскатель в широком смысле этого слова. Он знает, что делает днём, формирует продукт, так сказать. Кемберлитовые трубки, нефтегазоносные месторождения, залежи кобальта и иридия - всё это безразлично ему. Строительство БАМа - суета. Провозглашённый ополоумевшим монархом Северный Широтный Ход, или обход Краснодара или Крымский мост - тоже. Он с одинаковым профессионализмом снабдит исходными данными любую замшелую планктонную проектировочную общность, чтобы они удовлетворённо изрыгнули свой проект в обмен на зарплату, возможность нажраться в пятницу, родить детей, купить квартиру в ипотеку...
Для изыскателя третьей ступени всё это не представляет интереса. Всё, что его привлекает - это процесс поиска, открытия, достижения цели и реализация поставленных задач, вне зависимости, принимал в этом участие Демон Алкоголь, или нет. Если он мешал - он посылается нахрен на неопределённый срок. А потом, когда его виляние хвостом вновь будет востребовано - он коротким посвистом будет призван во служение. И прибежит, радостно повизгивая, чтобы услужить Великому Хозяину.
И работодатель здесь тоже выступает не постановщиком целей, а неким инструментом. И хороший работодатель всегда знает своё место, отчего и остаётся работодателем )
Изыскатель - всегда состоявшийся алкоголик. Но состоявшийся алкоголик - почти никогда не изыскатель. В этом искусство алконавтики в изыскательской Вселенной.
Такие дела.
* в данном случае "мир людей" - понятие условное. Как правило - ханженское сообщество, тайно предающееся разнообразным порокам, но считающее позором выплывание наружу подробностей этой зазеркальной жизни.