Профессиональное развитие тесно связано и опирается на общее психическое развитие человека. Ему присущи основные черты и закономерности возрастного развития: неравномерность, необратимость изменений, наличие и преемственность качественных психологических новообразований, сензитивность, наличие критических периодов, пластичность и компенсаторность, а также определенная вариативность как отсутствие четко предопределенной линии или варианта развития. Обобщая имеющиеся в психологической науке подходы к проблеме периодизации профессионального развития, можно выделить следующие стадии данного процесса:
- стадию допрофессионализма (возникновение профессиональных интересов и поиск профессии, выбор и принятие профессии); - стадию профессионального профессиональная адаптация, деятельности);
- стадию профессионализма профессиональной деятельности). В процессе профессионального развития у специалиста могут возникать негативные психические состояния, описываемые в психологической литературе как п