Найти в Дзене
Редукция

Основные этапы профессионализации личности

Профессиональное развитие тесно связано и опирается на общее психическое развитие человека. Ему присущи основные черты и закономерности возрастного развития: неравномерность, необратимость изменений, наличие и преемственность качественных психологических новообразований, сензитивность, наличие критических периодов, пластичность и компенсаторность, а также определенная вариативность как отсутствие четко предопределенной линии или варианта развития. Обобщая имеющиеся в психологической науке подходы к проблеме периодизации профессионального развития, можно выделить следующие стадии данного процесса:
- стадию допрофессионализма (возникновение профессиональных интересов и поиск профессии, выбор и принятие профессии); - стадию профессионального профессиональная адаптация, деятельности);
- стадию профессионализма профессиональной деятельности). В процессе профессионального развития у специалиста могут возникать негативные психические состояния, описываемые в психологической литературе как п

Профессиональное развитие тесно связано и опирается на общее психическое развитие человека. Ему присущи основные черты и закономерности возрастного развития: неравномерность, необратимость изменений, наличие и преемственность качественных психологических новообразований, сензитивность, наличие критических периодов, пластичность и компенсаторность, а также определенная вариативность как отсутствие четко предопределенной линии или варианта развития.

Обобщая имеющиеся в психологической науке подходы к проблеме периодизации профессионального развития, можно выделить следующие стадии данного процесса:
- стадию допрофессионализма (возникновение профессиональных интересов и поиск профессии, выбор и принятие профессии);

- стадию профессионального профессиональная адаптация, деятельности);
- стадию профессионализма профессиональной деятельности).

В процессе профессионального развития у специалиста могут возникать негативные психические состояния, описываемые в психологической литературе как признаки критического периода развития (КПР).

-2


Выделяются следующие типы кризисов:

1. Кризисы, обусловленные закономерностями возрастного развития человека, неравномерностью созревания отдельных психофизиологических функций (например, кризисы юности, зрелости, старости);
2. Кризисы, обусловленные логикой профессионального развития человека (противоречия и несоответствия в уровне развития отдельных компонентов профессионализма, неадекватность этого уровня нормативным требованиям);

3. Кризисы, обусловленные профессиональной средой, которые выступают дестабилизирующими факторами в профессиональном развитии человека.

Ситуациями, способствующими проявлению кризисов, являются:

- смена социальных ролей при вхождении в новую профессиональную среду (после окончания вуза, при повышении в должности, при смене специальности и после соответствующего переучивания и т.п.);

- нововведения или конфликты;
- утеря или изменение социального статуса;
- изменения в профессиональной деятельности, способствующие развитию тех или иных деформаций.
Наиболее типичными признаками кризисных периодов являются:
• падение эффективности деятельности;
• снижение удовлетворенности деятельностью и условиями ее осуществления;
• неадекватность оценок и самооценок;
• конфликтность во взаимоотношениях;
• распространение круга поисковой активности на другие сферы, в том числе и не связанные непосредственно с данной профессиональной деятельностью; • снижение интереса к профессии, к овладению ее нормами, желание сменить профессию, место работы;
• ломка собственной концепции профессионального становления;

• повышение чувствительности к внешним воздействиям, психической напряженности, тревожности; нестабильность физического состояния; чрезмерное переживание трудностей и неудач; снижение работоспособности; • особые психические состояния неопределенности, неструктурированности желаний субъекта, невыраженности планов, стремлений, их легкая смена;

• снижение темпов развития, повышенная уязвимость, внутренняя растерянность;
• понижение регулятивной деятельности, работа организма с перенапряжением, неустойчивость поведения.

-3

У психологов динамика критических периодов развития может иметь негативную тенденцию развития, связанную с «синдромом сгорания». Данный синдром является следствием интенсивного профессионального общения и необходимости каждодневного эмоционального «выкладывания» специалиста. Он выражается в общей усталости от контактов с людьми, стремлении к типизации профессиональных действий в схожих ситуациях, требующих на самом деле тонкого анализа, учета уникальности клиента и т.п.

Позитивным вариантом завершения КПР является восстановление утраченного равновесия, стабильности, а также реструктурирование прежней системы отношений, переход на новое качество функционирования, смена ведущего фактора, построение новых концепций профессионального развития и апробирование их в реальном поведении.

-4

Негативный вариант характеризуется развитием и углублением кризисных состояний, возникновением деформаций личности, специфика которых заключается как личностных особенностях человека, так и особенностях деятельности и внешних условий.