Манчаж – «тёплое место». Так переводится название села, расположенного на бьющих ключиках – родниках.
Юрий Иванович Мешавкин, выросший на родной земле, болеющий душой за каждый её клочок, за каждую пядь, самолично вычистил один из родников и с помощью брата Александра Викторовича Худякова выстроил теремки на двух ключиках. Создал эскизы и украсил необычными узорами – да так, что ключики стали примечательными элементами убранства села. А один из них, где берут крещенскую воду, даже освящён. Юрий Иванович говорит: «Душа болит за родную землю, за речушку моего детства. Ключики эти, они живительные источники нашей совести, показатель исторической памяти, заботы о малой родине».
Юрий Иванович родился в 1948 году в многодетной семье. Мама, Надежда Ивановна, родила шесть сыновей. Работала она бухгалтером в «Главмолоко», а её муж – фронтовик, Иван Харитонович, воевавший под Ленинградом, завскладом. Здесь и произошла трагедия, повлекшая бедствия в семье. После проверки на складе комиссия обнаружила пропажу банки варенья и двух килограммов гвоздей, украденных кем-то через заднее окошко. Отца посадили. Семья бедствовала. Ребятишки бегали босыми. У Юры со старшим братом были одна пара ботинок да одно пальтишко. Ходили в школу посменно и переодевались. А летом ноги в кровь избивали. Попробуй-ка без обувки поработай на каменоломнях. Ломали камень, что шёл на строительство ферм. Работали и в совхозе, помогая на сенокосе - возили волокуши. Недалеко от Манчажа была деревня Бродок, там выращивали быков. Юра частенько нанимался подпаском, совершая огромные переходы с гуртами быков до Свердловска. Скот гнали до 22 дней. Спали в палатках. Страшными были и грозы, и падёж скота, за который несли ответственность. Заработанный рубль несли в семью. Подрабатывали и сбором грибов, костей, которые сдавали в заготконтору. На нехитрые ребячьи деньги мать покупала им же учебники. Ели тоже плохо. Сахар был самым что ни на есть лакомством. Бегали на Уфу - рыбачили. Засидевшись за удочкой, спали на лесопилке, зарывшись в опил. Но главное – был бы хлебушко, пусть ржаной, но с любовью испечённый бабушкой Евдокией Анкудиновной Истоминой, которая также осталась без мужа на долгих десять лет. Деда посадили за то, что «неправильно» ответил бригадиру. С бабушкой у Юрия связана история появления телевизоров. Сам он увидел первый телевизор КВН-49 будучи подпаском, когда останавливался на ночёвку у родственников в Свердловске. Перед малюсеньким экраном ставилась линза, а в линзу телевизора сверху заливался глицерин или дистиллированная вода. Происходило увеличение изображения. А Евдокия Анкудиновна телевизор открыла для себя только в 1968 году. Юрий Иванович вспоминает: «Сидит бабушка у печки, с удивлением смотрит на экран и вопрошается страхом: «Юрка, как они туда влезли?»
Помыкав горюшка, Надежда Ивановна решилась ехать в Москву в Кремль, упросить отпустить мужа. Начальник выслушав бабу, посочувствовал и одарил её шестнадцатитомником сочинений Ленина – Сталина, который она привезла домой, а дети ждали хлебушка. В её отсутствие сердобольные соседи пожаловались властям о заколотой свинье. Оперуполномоченный и милиционер пришли с конфискацией. Маленький Юрка не смог выдержать несправедливости и с воплем вцепился зубами в руку милиционера. Что произошло в душе тех людей, но свинью оставили. В то время налогами буквально душили людей. Семья Мешавкиных не держала куриц, так мать меняла что-то на яйца у соседей, которые, как и мясо, должна была сдать.
В 1956 году Юра пошёл в «красную» школу. Учился средне. Бывало, и прогуливал, особенно зимой. Пойдут с друзьями через мостки, сумки холщовые в речку опустят, мол, упали в воду, а сами домой, на печку русскую - сушат. По окончании первого класса за неплохую учёбу подарили Юре карандаш, тетрадку и ручку, так до сих пор помнит о первом дорогом подарке. Помнит и свой приём в пионеры. Бежал он домой, а навстречу ему мать с отцом, так он куртёшку распахнул, плечики расправил, смотрите, мол, каков сын у вас! Ветер, галстук на груди трепещет.
Особенно яркими остались в памяти впечатления от поездки к старшему брату в Саратов. Впервые увиденный поезд, фруктовые деревья, вкус груш и вишни, варенья из них.
Занимался Юра и в художественной самодеятельности. Пел, отплясывал танец поварят, да так натурально, что, треснув друга Валеру Токарева огромной поварёшкой, спихнул его со сцены. Рисовал, будучи в школьной редколлегии. Но особенным увлечением была физика. В 1964 году в семье появился приёмник «Рекорд» - вещь престижная и долгожданная. Но он сломался, пришлось звать связиста, который не торопился с устранением причины. День ходил, другой, а приёмник не чинился. Тогда Юра сам заглянул в недра техники и, быстро найдя причину поломки, устранил её, чем удивил отца. Затем был радиокружок при Доме пионеров, где мальчишкам дали основы ремонта радиоприёмников, открыв увлекательный мир физики. Но юный физик был ещё и лириком, умеющим наблюдать природу, выявлять интереснейшие эпизоды красоты мира. Как-то, залюбовавшись красавицей сосной, посвятил ей стихотворение:
У нас в Манчаже есть сосна
С приземистою кроной.
И любо вспомнить, что она
Всегда стоит зелёной.
А ещё, однажды взяв в библиотеке книгу о старинных самолётах, буквально влюбился в них и стал рисовать модели, причём, только красным карандашом. А впоследствии мастерил и модели. После десятилетки попытался поступить в военное авиационное училище, но, не пройдя по конкурсу, вернулся в родной совхоз, где, поработав трактористом, устроился в ЛТУ электромонтёром. А в 1967 году начинает армейскую службу с учёбы в Пермском авиационном техническом училище, продолжив её начальником радиостанции в Уральско – военном округе в Кольцово. Рисованные самолётики вернулись в его жизнь мощными красавцами, которые он встречал и провожал, поддерживая с ними связь. На службе за успехи и активность был награждён комсомольским значком с лавровой веточкой, подтверждающим звание лучшего комсомольского вожака.
Но душа его рвалась к любимой, которая писала нежные письма, до сих пор хранящиеся в семье. Еще, будучи в школе, познакомился с красавицей Галкой, пешком бегал к ней в д. Петухово. Когда и угонял у дяди мотоцикл «Ковровец», с двумя алюминиевыми зайцами, увозя Галину в леса, где дарил ей полевые цветы. Показывал грибные места, рассказывая о лесных секретах, открытых самим ещё в босоногом детстве, когда с дядей ходили по лесам на охоту. Вспоминал случай, как выше куриной фермы наткнулись на волчьи лежаки, залитые кровью. Попытались нагнать стаю. До сих пор помнит горящие глаза вожака, бегущего позади и оборачивающегося на людей. Потом Юрий частенько самостоятельно будет уходить в леса, даже не для охоты, а наблюдать жизнь природы. Радоваться деревьям, встреченному зайчонку, промелькнувшейся лисице.
Однажды с друзьями по зиме побежал в деревушку на танцы. Началась пурга. Заплутав, ребята еле дошли до клуба, где по радиолу «Серенада» звучал «Чёрный кот». Юра, обессилевший от пурги, с жадностью съел ломоть ржаного хлеба с солью, заботливо припасённый Галиной для него. Потом они будут вспоминать и этот ломоть, и первые в их жизни шоколадные пряники, купленные Юрой для Галочки, и танцы. Любил Юра танцевать, кружить девчонок, у которых юбочки-гафре разлетались, вызывая в нём восторг. Может, поэтому и изнурял себя репетициями вальса перед зеркалом. Любили молодые ходить в кинотеатр, особенно на индийские фильмы. Яркие картины далёкой жизни, музыка. До сих пор в памяти Юрия Ивановича слова нехитрой песни:
Разодет я, как картинка,
Я в японских ботинках,
В русской шляпе большой,
Сам с индийской душой.
По возвращении Юрия из армии молодые поженились. Свадьба состоялась зимой, на лошадях с лентами да бубенцами, гармонистом да деревенским весельем. Перевезли на кошёвке нехитрые пожитки Галины в семью мужа да зажили. Галина Николаевна работала сначала мастером, затем бригадиром по пошиву верхней одежды в быткомбинате. Окончив курсы закройщиц в Свердловском учебно-производственном ком-бинате. Первый костюм Юре сшила сама на свадьбу. Юрий Иванович продолжал карьеру связиста, будучи механиком на станции АТС. Здесь же он активно занимался спортом, участвуя в специализированных лыжных соревнованиях по выявлению и устранению неполадок на линии. Занимал первые места, выиграл кубок.
Но память о талантливом связисте осталась жива и в армии. В 1973 году пришёл через военкомат вызов с предложением продолжить службу в Германии. Юрий Иванович отучился на прапорщика в Самарканде и отбыл с семьёй в немецкий город Цербст, где служил в дивизионе связи аэродромного обеспечения, а Галина Николаевна – в батальоне обеспечения официанткой. Пять лет службы прошли и в радости, и в тягости, но сердце просилось домой, на Родину. В 1978 году Юрий Иванович переводится на службу в Ртищево Саратовской области, а оттуда увольняется и возвращается в Манчаж, где его ждали жена и дочки.
В дочерях отец души не чаял. Особенно любил рассказывать им сказки. А «Три медведя» виртуозно домыслил и переделал на свой лад. Одевался в вывернутую шубу – пугал. Супруги воспитывали дочерей строго, много требовали, приучали к постоянному труду. Мечут сено, а девочки на сарае, заревут, бывало, но не выйдут, пока всё не сработают. И так во всём. Лариса, окончив педучилище, работает воспитателем. Наталья – специалистом в сельской администрации, учится в УрГПУ.
Юрий Иванович тоже учился. Окончил заочно Свердловский техникум связи. А в 1982 году активиста - общественника на собрании выдвинули на должность председателя сельского совета и секретаря партийной организации. Ремонт домов, благоустройство, распределение квартир и покосов, исполкомы, сессии…. Помнится проект по созданию Парка Победы. Ветераны войны сажали ёлочки, которые сейчас вымахали в мощных красавиц.
С 1986 года Юрий Иванович работает электриком – аккумуляторщиком в совхозе. А в 1992 году выдвигается на должность главного энергетика. В этом же году на Арти из Красноуфимска тянули газопровод, и директор совхоза «Манчажский» В.А.Рогожкин поставил задачу – газифицировать Манчаж. Юрий Иванович ездил по проектным институтам, занимаясь документацией. Прослеживал и проектирование газопровода в частных домах. Контролировал работу газовиков, тянущих газопровод. Руководил установкой блочной котельной и пуском газа. С 1996 года является начальником газовой службы. Затем в его жизни был молзавод и работа электромонтёром в школе.
Неунывающий пенсионер и сейчас активен. Артинский приятель Сергей Гордеев обучил выжиганию и вырезанию по дереву. Юрий Иванович с большой любовью украсил свой дом. Узорчатый палисадник, расписные наличники, беседка в саду…. Сейчас выискивает в журналах эскизы резьбы. «Люблю в земле рыться, - признаётся хозяин, - да и как вне труда…» Мастер он и в ремонте всей бытовой техники, сантехники. Своими руками благоустроил дом. «Смысл жизни в семье, доме родном, труде во благо родных, - заявляет Юрий Иванович, - поэтому я счастливый человек, - всё это у меня есть!» А все трудности по службе, работе, что выпали в жизни, преодолел с шуткой и юмором. Артистичный и неунывающий балагур боль сердца пронёс с улыбкой, любя жизнь, людей, землю, на которой родился, умеющий ценить маленькие радости бытия. «Жить-то как хорошо!» - восклицает мой герой. И я невольно заражаюсь радостью бытия, радостью встречи с этими людьми, сумевшими сохранить в себе свет любви.
Татьяна Костырева
2010 г.