Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Экипaж Элефaнта. Часть 3. Слово и дело. Первый полет

Оглавление

Геннадий Чепус

В начале июня, по одному — по два, а потом и больше, стали вылетать самостоятельно курсанты «дружественных экипажей». А в нашем – «всё кипит и всё сырое». Пришли мы как-то на самоподготовку в наш домик… Лада сидит в курилке. Курит… Мы вошли в класс, начали бесконечную писанину, а Лада всё курит одну за другой…

— Мужики, — говорю, — что-то у нас не так. Почти все инструкторы выпустили хоть по одному курсанту, а мы все барахтаемся. Вон Лада как нервничает… Давайте поразмыслим, чем мы хуже?

Первым высказался Михалёв:

— Но ведь Лада тебя вывозит, всем видно. Чего же ты телишься?

— Точно, — поддержал его Щербачок…

— Правда ваша, — отвечаю. — Не выходят у меня посадки одна в одну. Лада говорит, что я уже десять дней назад сам сажал самолёт, а я постоянно его руку чувствую… Вы правы, дальше тянуть нельзя. Сегодня вторник, в пятницу я полечу САМ, даю вам слово. Разобьюсь, а полечу!

— А вот этого нам не надо, — испуганно вставил суеверный Камиль.

— Да я не в том смысле… Ну и вы давайте, думайте чем друг-другу помочь. У Камиля да и у Щербачка проблема с передним колесом… Давайте завтра весь день сидеть в тренажном самолёте. Один в воздухе, другой — в тренажном, остальные поднимают нос. Будем поднимать до тех пор, пока Витька с Камилем не запомнят эти 20 сантиметров.

На средине разговора вошёл Лада. Ничего, бодрый…

— Наш экипаж, — весело начал Лада, — напоминает мне сказку «Волк и семеро козлят», причём в нашем случае «козлят» — это глагол…

Первым смысл сказанного уловил Щербачёк и тихо «заблеял», по мере дохождения до каждого, подключались к веселью и мы. Серьёзным оставался только Камиль.

— Нас же пятеро, — возразил он Ладе, — и мы легли…

На следующий день я был в плановой за Михалёвым. Камиль сидел в тренажном самолёте, Родя с Щербачком поднимали нос, а я караулил старт-завтрак. По прибытии завтрака, я затарил им сумку от шлемофона — на всю братию и инструктора. И пошёл встречать Михалёва.

Лада прилетел с Михалевым сдержанно хмурым и что-то выговаривал Юрке, подошедшему за замечаниями. Надо сказать, Лада никогда не выходил из себя, или мы не замечали. Если уж в кабине реально появлялся «запах цветов, которые принесут нам на кладбище» — тогда Ладыченко прибегал к ненормативной лексике, да и то – без особых затей и оборотов… В других экипажах инструкторы заводились сразу, как только сядут в кабину… Вчера Гареев не мог тронуться со стоянки — колесо попало в ложбинку… Ришат излишне прибавил газу — образовалось пыльное облако… Инструктор сразу возбудился:
— Гареев! Какой же сукой надо быть, и как же надо ненавидеть авиацию(!), чтобы так газовать.

Ришат Гареев
Ришат Гареев

У нас же выходило так: если я ошибся на первом развороте — я урод, на втором — жалкий урод. На третьем — я тот же урод, но уже жалкий и вонючий. На четвёртом и до заруливания — жалкий, вонючий урод и даун…

Родька был дебилом, грязным дебилом, грязным-вонючим… Михалёв — придурок, грязный придурок и т.д.

К Щербачку было другое отнощение: зная, что словами его не проймёшь, Лада бил кулачищем по обшивке в задней кабине и Витька боялся, что когда-нибудь Лада пробьёт борт и произойдет разгерметизация.

К оценке действий Камиля Лада подходил с психологически тонким расчётом. Видимо, в Ейском училище этому учили. Зная, как кавказцы реагируют на поминание их родственников всуе, Лада говорил, что вызовет телеграммой его бабушку и пусть она учит внука действию рулями на четвёртом развороте…

Писал я эти воспоминания и задавал себе вопрос: а можно ли было не ругаться на курсантов? Ответ пришёл сам-собой, много позже, когда я учил жену вождению…

Вот и сейчас Лада «кошмарил» Михалёва, но без особого энтузиазма, видно было, что не так уж всё и плохо.

Дождавшись, когда Лада отпустил Михалёва, я принёс завтрак. Лада расположился на крыле. Он лениво ел бутерброд и давал мне указания. Перед запросом на запуск, когда техник увязал Ладу в кабине, я обратился к нему с просьбой о том, что первый полет мы выполним вместе, второй и третий — я сам и, если полеты ему понравятся, в четвёртом он поднимет руки, чтобы я их постоянно видел…

— Идёт, — ответил Лада, и мы полетели. Я всегда испытывал трудность в установке правильного угла набора высоты после уборки шасси, как-то не добирал. Сегодня я пошёл на хитрость, взял с собой синий маркер и отчертил на стекле фонаря правильный угол набора относительно горизонта, когда Лада контролировал меня в первом полёте. Дальше полёты пошли штатно: на взлёте я «свою черту-метку» клал на горизонт — и всё получалось.

И вот четвёртый полёт. До четвёртого разворота я работал так, как будто инструктора в кабине нет. В развороте излишне увлёкся шариком скольжения авиагоризонта, удерживая его посредине, и чуть-чуть потерял высоты… Заканчивать четвёртый пришлось в горизонте. После выпуска закрылков на 30 градусов запел: «заход, скорость, высота, нет ли крена, сноса»… Я уже забыл о нашем договоре с Ладой и, выравнивая самолёт, случайно взглянул в зеркало. Сведенные и поднятые ладони инструктора заставили моё сердце биться чаще… Тем не менее, я работал дальше.

Увеличив усилие РУС на себя, плавно убираю обороты на малый газ, выравниваю самолёт над полосой на высоте один метр. По мере приближения к земле я стал энергично выбирать РУС, создавая нормальное посадочное положение. Когда самолёт приземлился и опустил нос, Лада опустил руки. Молчали. После сруливания с полосы, Лада сдвинул фонарь, положил руки на борта и засвистел. Так он делал всегда, когда дела шли хорошо.

После полёта Лада только сказал:

— Ну что, сачёк, понял ты, наконец, что я тебя уже неделю зря катаю? Ошибки были, но ты их сам исправил. Считаю, что ты готов к самостоятельному полёту. Как ты сам?

— Только об этом и мечтаю! — радостно выпалил я.

— Ну, тогда завтра планирую тебя на проверку и вперёд — САМ.

Подошедшим мужикам я сказал, что на завтра нужен «КАЗБЕК». По традиции, пачку оставляют в курилке, и все свидетели курят и пишут пожелания. Родя ответил, что уже на всех заготовил…

Первый полет

Чепус и Ладыченко
Чепус и Ладыченко

Первый полёт! Кто не помнит об этом!?
Столько курсантом прочитано книг! Всё для того, чтоб сегодня с рассветом, Сесть в серебристый стремительный М И Г. …

С самого утра в экипаже создалась какая-то благостная атмосфера, как в доме роженицы, когда все всё знают, но делают вид, что ничего существенного не происходит. Все знали, что у меня с разлёта два круга с замкомэска на допуск, но знали и то, что такого ещё не было, чтобы кого-то зарубили — неподготовленного никто на проверку не запланирует. Я делал всё, как обычно, но сверлило меня какое-то нетерпение. За завтраком ничего в рот не лезло, всё время смотрел на часы. Из столовой первым потянулся на стоянку, влез в тренажный самолёт, но не смог просидеть в нем и пяти минут, для порядка проговорил полёт по кругу, но думал о чём-то другом.

Рассеяно слушал доклад разведчика погоды. Какая мне разница, какая она в радиусе 300 км. Моя погода — вот она, над полосой. Мужики стали ко мне предупредительны: даже Родька не подначивал… Назвали мою фамилию: с разлёта — на проверку. Проверяет замкомэска капитан Саморуков, вместе со мной летел на проверку и Петров, но он с другим проверяющим, а я свой самолёт передаю Юрке Цыкову. Вот такой расклад на сегодня.

Я понимал: мой сегодняшний вылет, если он состоится, открывает дорогу остальным, и я от этого переживал ещё больше. Как только с предполётного построения отпустили курсантов, я сразу влез в кабину и мужики быстро меня пристегнули, вынули чеку катапульты, сняли все заглушки и отошли от самолёта к ящику с инструментом. Тихо переговариваясь, стали ждать инструктора. Обычно я строил экипаж и докладывал инструктору о готовности к полётам, но сегодня отступил от этого правила, а Лада вроде как не заметил. Подойдя к самолёту, он хотел что-то мне сказать, но тут на подножке АПА подъехал Саморуков… Он только и спросил: «Готов?» Я с уверенностью в голосе ответил утвердительно.

— Ну, тогда запрашивай. Меня нет! — никаких вопросов.

Лада похлопал меня по плечу и отошёл к ребятам. Техник суетился, увязывая Саморукова.

Нет смысла описывать эти два полёта. Все равно, что прочитать инструкцию… Но вот, чего я не ожидал, так это того, что техник сотрёт мою метку… Прапорщик мог неделю не пылесосить кабину, а вот сегодня метка фломастером на стекле ему помешала. Естественно, набор высоты оставлял желать лучшего. Ещё коррективу в мой полёт внесла лужа, та самая, которая заканчивалась в точке выравнивания и которая уже неделю не сохла. Когда я заходил на полосу во втором полёте, сделал после четвёртого всё как надо, но тут Саморуков по СПУ мне приказывает садиться правее лужи. Пришлось вносить коррективы в расчёт, что повлекло лишние манипуляции. Ну, вроде, обошлось. После заруливания Саморуков выскочил из задней кабины и побежал в другой самолёт. Лада его некоторое время сопровождал, затем отстал и, цветущий, пошёл к нам. Поравнявшись с ребятами он приказал им вытянуть парашют из задней кабины и увязать ремни. Ребята всё поняли и радостно бросились выполнять команду. У меня во рту стало кисло… Лада отвёл меня в сторону и сказал, что Саморукову не понравился набор высоты (кто бы мог подумать).

— И ещё, — говорит, — помни, что этот полёт у тебя не первый — видел мои руки… Делай всё, как всегда. — Ну что, готов?

Я выпалил:
— ДА!

— Ну, в кабину и С БОГОМ! При запросе не забывай добавлять «САМ».

Когда я выруливал, мужики выстроились «во фрунт» и приложили руки к пилоткам. Как они мне были сейчас близки!

Перед выруливанием на полосу я увидел на глиссаде самолёт и тут же получил указание РП:

— 096, стоять! После посадки — на взлётную!

Я ответил:
— Понял, 096, после посадки — на взлётную и добавил: «САМ»!

Вырулив на ВПП, поставил колесо по оси, зажал скобу тормоза и запросил:

— 096, взлёт, круг, САМ!

— Взлетайте, 096!

Вывожу обороты на максимум и отпускаю скобу тормоза… Самолёт рванул вперёд, вдавливая меня в кресло… В задней кабине звякнул о металлическую спинку кресла замок привязных ремней, подтверждая, что в кресле никого нет…

Чтобы тишина в задней кабине не «давила», я громко бубнил полёт по кругу, руками выполнял команды, а если «нерадивый» курсант опаздывал, я поощрял его голосом инструктора…

«Ну что ты, зёма, опять куришь? Набирай высоту»…

Весь полёт проходил штатно, даже сказать нечего — всего 8 минут. Не успел взлететь, уже подхожу к третьему. На траверзе «Т» уменьшаю скорость до 290, выпускаю шасси, контролирую, докладываю — рутина… Как положено, выполняю четвёртый разворот, выпускаю закрылки, устанавливаю скорость 200, высота 250. Докладываю и начинаю петь: «Заход, скорость, высота»…

Во всех полётах за точку начала выравнивания я держал край лужи и всегда нормально садился. Сегодня Саморуков меня сбил с толку и я решил садиться правее лужи… Как не скользил на правое крыло, но убирал крен и опять становился по центру лужи… Плюнул на эту затею, но борьба с лужей сделала своё дело – упустил чуть-чуть время и вот она — уже высота начала выравнивания. Полностью убираю газ и самолёт «посыпался»… Интенсивно выбираю РУС и красиво сажусь с нормально поднятым колесом… в самый конец лужи…

РП, видя фонтан воды, сказал, что конвейера не будет, и добавил, что второй полёт после проруливания. На рулении меня тормознул инженер, убедился что ни вода, ни грязь в воздухозаборник не попали, дал добро на второй полёт. И я полетел, и это был уже ВТОРОЙ полёт, и он прошёл штатно. Весь второй полёт я пел: «Над рекой калина спелая, налитая соком»…

Заруливал я на стоянку вне себя от радости:

Первый полёт — дышит грохотом воздух, Хочется взглядом всю землю обнять, Юность, ты можешь к планетам и звёздам Родины крылья стальные поднять!

Дед Свиридов
Дед Свиридов

Лучше не скажешь… Мои братья по крылатому строю, встречая меня, всё так же стояли «во фрунт» и отдавали честь…

Сергей Куцеволов
Сергей Куцеволов

К ним присоединился и мой земляк, курсант первой эскадрильи Сергей Куцеволов. Не обращая на них внимания (пока), я подошел к инструктору и доложил о выполненном самостоятельном полёте. Принимая доклад, Лада пытался быть серьёзным, но глаза выдавали его крайнее возбуждение и радость… Мимо рулил «дед Свирид» — майор Свиридов. Возле нашей стоянки он «осадил самолёт» и сказал: «С почином Вас, Александр Иванович, с Вас причитается»… В передней кабине сидел Вадик Свербин и строил мне «рожи»… Поговорив с Ладой, «дед Свирид» закрыл фонарь и порулил дальше выполнять свою нелёгкую «шкрабью» работу.

Летчики-инструкторы Смокило и Жигунов
Летчики-инструкторы Смокило и Жигунов

Вторым к нам подошёл с поздравлениями лейтенант Смокило, самолёт которого стоял рядом с нашим. Смокило никогда не упускал возможности «подколоть» по-дружески, вот и сейчас он донес информацию, что командир полка издал приказ: экипаж Ладыченко готовить для морской авиации. Уж больно хорошо Вы садитесь на воду! Лада в таком же дружеском тоне отвечал: посмотрим, куда вы садиться будете…

— Та ото ж! — сказал Смокило и ретировался.

Пачка «Казбека» от самостоятельного полета летчика Чепуса
Пачка «Казбека» от самостоятельного полета летчика Чепуса

Вечером нас ждал торжественный приём на квартире Ладыченко, где его супруга Галина приготовила чудеса кулинарного искусства. Позже это стало традицией, все праздники экипаж праздновал у Лады дома. Конечно, это нас сплачивало.

(продолжение следует)

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале: