Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Загадки Севастопольской зимы 1941-42г Часть 2 «Гастроли» первого сектора в третьем или «история с пуговицами»

Понятие Родина у нас несколько размыто, и, судя по недавним событиям, не у всех есть понимание того, что ни один ставленник другого государства (а, уж тем более ни один оккупант) не приносил стране счастье и процветание. К сожалению, так было и во время войны. Мало кто пишет о таком явлении как дезертирство. Причем дезертирство носило иногда массовый характер. Писать об этом или нет? Писать ли о том, что зимой 1941 года целый взвод легендарной 8-й бригады ушел к противнику, и почему? Да, моряки, да, целый взвод. Почему? Наверное, об этом я расскажу чуть позже. Если не писать, то, причины по которым это произошло останутся неизвестными … Вы уверены, что ситуация никогда не повторится? Ладно, это все лирика.

Вернемся к событиям зимы 1941-42г. В них с советской стороны, кроме указанных соединений принимали участие подразделения 25-й стрелковой дивизии, но в мемуарах командира этой дивизии Т.К.Коломийца (как это ни странно) тоже ничего нет о зимних событиях. О начальнике штаба 345-й дивизии И.Ф.Хомиче мы уже писали. Все молчат, но…

Но события зимы 1942года в Севастополе достойны того, чтобы о них написали, хотя бы для того, чтобы народ знал, о том, где погибли многие защитники города, пытаясь переломить ход той войны.

Когда пишут о том, что после декабрьского штурма севастопольские части были полностью обескровлены, допускают очень большое преувеличение. Части 1-го сектора потерь практически не понесли, а, за счет пополнений, их численность возросла. Поэтому, многие задачи зимой 1942 года решались именно частями 1-го сектора. Об этом писать не принято, но зимой 1942 года части двух полков 1-го сектора «гастролировали» в 3 и 4-м секторах.

Началось все с 383-го полка, два батальона которого на машинах перебросили в район станции Мекензиевы горы. Его была в том, чтобы отбить станцию.

1-й и 3-й батальоны 383-го полка были введены в бой против немецкого 16-го пехотного полка 22-й ПД в районе отм. 60.0 (высота Героев). В этом бою, батальоны потеряли, только убитыми, 47 человек. Был ранен командир батальона ст. л-т Морозов И.Г. 1-й батальон (бывший батальон МПО НКВД) возглавил командир 1-й роты главстаршина М.Н.Титочко. Но, как оказалось, это был не единственный случай.

Началось все с того, что нашлась пуговица. Самая обычная, форменная, с серпом и молотом. «Что такого?» спросите вы, и будете правы, не зная всех обстоятельств. Все дело в том, что пуговица была не первой, и нашлась она там, где ее быть не должно: на останках бойца в 3-м секторе обороны, которого нашли там, где советских бойцов быть не должно. На немецких позициях. Они не должны были находиться там. Но они были.

Их было двадцать пять, бойцов, поднятых поисковиками, далеко за той линией обороны, которую мощным росчерком пера прочертили некогда историки в своих трудах. После этой находки многое стало на свои места, многие умозрительные заключения нашли свое подтверждение в находках. Но, обо всем по порядку.

Так же как и войска 4-го сектора, войска 3-го сектора понесли столь тяжелые потери, что были не в состоянии даже выйти на удобные для обороны рубежи. Остатки батальонов, присланных для помощи частям 3-го сектора из береговой обороны и ПВО, обратно не вернулись. Вернулись на родные батареи только отдельные бойцы. Так, к примеру, командир батальона береговой обороны майор К.С.Шейкин стал заместителем командира 54-го стрелкового полка. Бывшие квалифицированные артиллеристы и пулеметчики стали обычными стрелками, этого требовала обстановка. Но даже этого пополнения не хватало для того, чтобы хоть немного улучшить позиции.

И вот тогда, родилась идея взять войска из 1-го сектора, который во время декабрьского штурма почти не воевал. В своей переписке с командованием фронта Ф.С.Октябрьский указывал, что «в остальных частях осталось штыков: 2-я сд — 2382,…» На самом деле это неправда. Дивизия молодого генерал-майора П.Г.Новикова насчитывала чуть менее 6 тыс. человек, большая часть личного состава находилась в стрелковых частях.

Сводный полк НКВД и 1330-й полки насчитывали по 1700-1800 бойцов. Хуже ситуация была в 383-м. Его 3-й батальон (бывший батальон запасного артполка) занимал доты и дзоты тылового рубежа. Часть личного состава из 2-го батальона забрали в формируемый 4-й батальон дотов (батальон формировался на базе батальона электромеханической школы). Часть личного состава 1-го батальона ушла безвозвратно в Евпаторийский десант. Но выбор, почему-то пал вновь на него.

После Евпаторийского десанта и боев за станцию Мекензиевы горы, батальону был дан трехдневный отдых на м. Феолент, одновременно, производилось переформирование частей. Остатки двух батальонов 11 января 1942г. были слиты в один, (1-й) батальон 383-го полка, (командир М.Титочко, военком ст. политрук Журавлев), было начато формирование нового второго батальона, командиром которого был назначен капитан В.Бондарь. К 12.01.41г. батальоны были укомплектованы и имели по 600 человек в каждом.

10.01.42г. 1-й и 2-й батальоны 1330-го полка поступили в распоряжение коменданта 3-го сектора. Батальоны на позициях сменил 773-й полк 388-й дивизии. 3-й батальон 1330-го полка остался на прежних позициях в районе пос. «Благодать». Двумя днями позже, 383-й полк (без 3-го батальона), получает приказ о передислокации в 3-й сектор.

Об этих «зимних каникулах» частей 1-го сектора ранее никто не писал и, даже не упоминал в своих работах. О них удалось узнать из журналов боевых действий 2-й и 25-й дивизий.

В журнале 3-го сектора обороны (25-й СД) написано весьма коротко : « 17.01.42г. части 3-го сектора с частями усиления 383СП и 1330СП продолжают выполнение приказа на наступление, однако попытка продвинуться вперед успеха не имела. Всюду (?) противник встречал наши части сильным минометным огнем и пулеметной стрельбой». Но, оно и понятно, 3-й сектор самостоятельно не справился с задачей, а потому, крайне неохотно пишет о помощи войск из соседнего сектора.

Но, вместе с тем, после этой операции подразделения из первого сектора отбили у противника 107мм пушку Богдановского полка (ранее захваченную противником) и немецкое пехотное орудие, а, значит, их действия были не столь уж неэффективными. Подробнее описывает их действия журнал 2-й стрелковой дивизии: «17.01.42г… 1-й и 2-й батальоны 383-го полка и 1-й и 2-й батальоны 1330-го полка, действуют в 3-м секторе, по овладению высотой 115.7 и 90.0 (в. Трапеция). Особенно отличились в овладении высотами 2-й батальон 1330-го полка (командир капитан Говорунов) и 2-й батальон 383-го полка (командир капитан Бондарь).

Наступательные действия 383 сп за период с 14 по 17 января 42 г.:

На участке 3 сектора Севастопольского оборонительного района точных данных о пр-ке не было. 383 СП был в затруднительных условиях, но разведкой боем в течении в 14 января подразделениями 2 б-на и 15 января подразделениями 1-го батальона, выяснил, что в полосе наступления полка на передаем крае, пр-к имел около 250 чел. пехоты, 2-3 минометных батареи и 10-12 ст. пулеметов, находящиеся в ДОТах и ДЗОТ В процессе наступательного боя в течении 16 и 17 января перед фонтом полна имелось до полутора батальона пехоты пр-ка и 4,5 минометных батарей и одна батарея 75 мм. Пр-к в районе отм. 115,7 организовал узел сопротивления, имея в наличии ряд укреплений .Местность в полосе наступления лесисто-горная продвижение наших частей было плохо поддерживать зрительную связь с мелкими подразделениями. 383 полк для выполнения операции имел приданные один арт­дивизион и танковую роту.

В 9.00 атаковал высоту 115,7 ДОТы и ДЗОТы пр-ка, по пав под сильный ружейно-пулеметный и артиллерийско-минометный огонь, где и пришлось временно задержаться, с 17.00 до 18.00 17.1 42. пр-к дважды переходил в контратаку на участие 2 б-на, но хорошо организованными огневыми средствами пр-к был отбит. К исходу дня подразделения наступление приостановили и закрепились на достигнутых рубежа; и вели бой на подавление огневых точек пр-ка. Хорошо проведенная артподготовка, из-за плохой видимости целей и огневых точек пр-ка не дала желаемого результата и не подавила огневые средства пр-ка. Танки действовавшие на данном участке, ввиду невыгодной местности для их действия, результатов действия не показали, …В ночь с 17 на 18 января части действующие в данном направлении, в частности 383 СП и 2 батальона 1330 СП улучшили организацию действий и овладели указанными рубежами т.е. продвинулись на 2-3 клм, овладев указанными Высотами, где и закрепились».

Немецкие документы: «17.01.42г. Командир 32-го полка доложил о том, что в 8,55 противник без артподготовки атаковал в районе 4432 (склоны Темной балки), и, предположительно прорвал линию обороны. К 10 часам атака противника была отражена. Перед главной линией обороны позиции «Север» лежало несколько сотен убитых, при прорыве вдоль «Двойной просеки» насчитали 120 убитых русских.

В 14 часов новая атака советских войск вдоль «Двойной просеки» на широком фронте (1200-1500м) южнее и севернее ее на участке 4326 («Лесная высота») и 4432, перешедшая в рукопашную. К 16 часам борьба была завершена. Захвачено 11 пленных».

Из приказа по 24-й пехотной дивизии: ««17.01.42 Противник атаковал северный сектор при поддержке танков, артиллерии и систем залпового огня Все атаки отражены с потерями для противника.» Но это не совсем так.

Как указано в журнале боевых действий: « В результате трехдневных боев двух батальонов 383-го и 1330-го СП захвачены юго-западные скаты выс. 292,0 (гора Трапеция) и высота 115,7 (высота между отрогами Камышловского оврага)». Это означает, что части 1-го сектора действительно продвинулись вперед на 2-2,5 км, что является достаточно большим успехом. Немцы о нем пишут очень неохотно, утверждая, что все атаки советских войск были отражены. Но…

Бойцов, у которых на пуговицах были серп и молот, нашли в районе отметки 115,7. Какая связь этих боев с пуговицами? Пуговицы с серпом и молотом – это принадлежность НКВД. В 3-м секторе обороны Севастополя их по официальной версии советских историков не было. Но оказывается … были. 2-й батальон 1330-го полка имел две роты, сформированные из бойцов НКВД. Бывшая Одесская школа милиции и остатки 26-го погранполка. Немецкие окопы в районе отметки 115,7 были перестроены советскими бойцами, советские стрелковые ячейки, выходящие из немецкого «зигзага» смотрят в сторону противника, в них-то и нашли погибших бойцов.

Окопы четырехслойные:

-наши, ноября 1941-го

-немецкие декабря 1941-го

-наши до марта 1942-го, потом… потом опять немцы.

Почему? Об этом мы расскажем чуть позже.

Важно другое. По двум медальонам и удалось установить, что именно 1330-й полк отбил эту высоту. Медальоны с зеленой полосой. Более того, сравнение рубежей до и после этой операции, показывает, что противник существенно откатился назад, и, действительно оставил большую часть высоты 115,7. Немцы заняли эту высоту чуть позже, после ухода частей из 3-го сектора. Но об этом чуть позже…